![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Часы работы приёмной суда |
понедельник - пятница: с 8.00 до 16.00 перерыв: с 12.00 до 13.00 тел. (4162) 51-83-04 |
Приемная председателя суда |
тел./факс (4162) 59-39-95 (гр. и адм.) тел./факс (4162) 52-65-54 (уг.) |
Отдел обеспечения судопроизводства |
по гражданским делам тел. (4162) 51-83-13 по административным делам тел. (4162) 52-78-52 по уголовным делам тел. (4162) 52-50-92 |
Пресс-центр |
.
Уникальный идентификатор дела | 28RS0004-01-2023-001873-82 |
Дата поступления | 27.02.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействий) должн. лиц администрации следственных изоляторов и исправительных учреждений: → Жалобы лиц, осужденных к лишению свободы, связанные с ненадлежащими условиями содержания |
Сущность заявленного требования | о взыскании денежных средств |
Дата рассмотрения | 11.04.2023 |
Номер здания, название обособленного подразделения | Благовещенский городской суд (адм. и гр.) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Наименование события | Дата | Время слушания | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() |
Регистрация административного искового заявления | 27.02.2023 | 12:30 | 02.03.2023 | ||||
Передача материалов судье | 02.03.2023 | 16:58 | 02.03.2023 | ||||
Решение вопроса о принятии к производству | 02.03.2023 | 17:49 | Административное исковое заявление принято к производству | 07.03.2023 | |||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 02.03.2023 | 17:55 | 07.03.2023 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 02.03.2023 | 17:56 | 07.03.2023 | ||||
Судебное заседание | 22.03.2023 | 14:00 | 410 | Отложено | удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств | 07.03.2023 | |
Срок рассмотрения дела продлен председателем суда | 27.03.2023 | 16:38 | 31.03.2023 | ||||
Судебное заседание | 11.04.2023 | 10:00 | 410 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 22.03.2023 | |
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 25.04.2023 | 11:52 | 04.05.2023 | ||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 04.05.2023 | 14:28 | 04.05.2023 |
Наименование события | Дата | Время слушания | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() |
Регистрация административного искового заявления | 27.02.2023 | 12:30 | 02.03.2023 | ||||
Передача материалов судье | 02.03.2023 | 16:58 | 02.03.2023 | ||||
Решение вопроса о принятии к производству | 02.03.2023 | 17:49 | Административное исковое заявление принято к производству | 07.03.2023 | |||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 02.03.2023 | 17:55 | 07.03.2023 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 02.03.2023 | 17:56 | 07.03.2023 | ||||
Судебное заседание | 22.03.2023 | 14:00 | 410 | Отложено | удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств | 07.03.2023 | |
Срок рассмотрения дела продлен председателем суда | 27.03.2023 | 16:38 | 31.03.2023 | ||||
Судебное заседание | 11.04.2023 | 10:00 | 410 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 22.03.2023 | |
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 25.04.2023 | 11:52 | 04.05.2023 | ||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 04.05.2023 | 14:28 | 04.05.2023 |
ЖАЛОБА № 2* | |
---=== ПОСТУПЛЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |
Дата поступления | 30.05.2023 |
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба |
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ |
---=== ДВИЖЕНИЕ В СУДЕ I ИНСТАНЦИИ ===--- | |
Дата решения по поступившей жалобе | |
Решение по поступившей жалобе | |
Срок для устранения недостатков | |
---=== РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |
Срок для представления возражений | |
Вышестоящий суд | |
Дата направления дела в вышест. суд | |
Назначено в вышестоящий суд на дату | |
Назначено в вышестоящий суд на время | |
Дата рассмотрения жалобы | |
Результат обжалования | |
Дата возврата в нижестоящий суд |
ЖАЛОБА № 1* | |
---=== ПОСТУПЛЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |
Дата поступления | 25.05.2023 |
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба |
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК |
---=== ДВИЖЕНИЕ В СУДЕ I ИНСТАНЦИИ ===--- | |
Дата решения по поступившей жалобе | 26.05.2023 |
Решение по поступившей жалобе | Жалоба (предст.) ПРИНЯТА К РАССМОТРЕНИЮ |
Срок для устранения недостатков | |
---=== РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |
Срок для представления возражений | 07.06.2023 |
Вышестоящий суд | |
Дата направления дела в вышест. суд | |
Назначено в вышестоящий суд на дату | |
Назначено в вышестоящий суд на время | |
Дата рассмотрения жалобы | |
Результат обжалования | |
Дата возврата в нижестоящий суд |
Дата поступления | 30.05.2023 |
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба |
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ |
Дата решения по поступившей жалобе | |
Решение по поступившей жалобе | |
Срок для устранения недостатков | |
Срок для представления возражений | |
Вышестоящий суд | |
Дата направления дела в вышест. суд | |
Назначено в вышестоящий суд на дату | |
Назначено в вышестоящий суд на время | |
Дата рассмотрения жалобы | |
Результат обжалования | |
Дата возврата в нижестоящий суд |
Дата поступления | 25.05.2023 |
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба |
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК |
Дата решения по поступившей жалобе | 26.05.2023 |
Решение по поступившей жалобе | Жалоба (предст.) ПРИНЯТА К РАССМОТРЕНИЮ |
Срок для устранения недостатков | |
Срок для представления возражений | 07.06.2023 |
Вышестоящий суд | |
Дата направления дела в вышест. суд | |
Назначено в вышестоящий суд на дату | |
Назначено в вышестоящий суд на время | |
Дата рассмотрения жалобы | |
Результат обжалования | |
Дата возврата в нижестоящий суд |
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Сердюков Николай Юрьевич | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области | 2801030184 | 1022800000222 | ||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области | 2801031269 | 1022800527023 | ||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФСИН России | 7706562710 | 1047797031479 |
Вид лица, участвующего в деле | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ |
Фамилия / наименование | Сердюков Николай Юрьевич |
ИНН | |
КПП | |
ОГРН | |
ОГРНИП |
Вид лица, участвующего в деле | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК |
Фамилия / наименование | Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области |
ИНН | 2801030184 |
КПП | |
ОГРН | 1022800000222 |
ОГРНИП |
Вид лица, участвующего в деле | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК |
Фамилия / наименование | ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области |
ИНН | 2801031269 |
КПП | |
ОГРН | 1022800527023 |
ОГРНИП |
Вид лица, участвующего в деле | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК |
Фамилия / наименование | ФСИН России |
ИНН | 7706562710 |
КПП | |
ОГРН | 1047797031479 |
ОГРНИП |
Производство № 2а-2577/2023
УИД 28RS0004-01-2023-001873-82
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении дела к разбирательству в судебном заседании
2 марта 2023 года город Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Мухин Е.О., рассмотрев административное исковое заявление НЮ к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области ФСИН России Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области о взыскании денежных средств,
установил:
Материалы настоящего административного дела приняты к производству суда.
В соответствии со ст. 132-135 КАС РФ по делу проведена подготовка к судебному разбирательству, в связи с чем, судья полагает необходимым назначить разбирательство дела в судебном заседании.
Руководствуясь ст. 139, 198-199 КАС РФ, судья,
определил:
Назначить административное дело по административному исковому заявлению НЮ к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области ФСИН России Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области о взыскании денежных средств, к судебному разбирательству в заседании Благовещенского городского суда на 22 марта 2023 года 14 часов 00 минут в помещении суда по адресу: г. Благовещенск, ул. Краснофлотская, д. 137, каб. 410.
О времени и месте рассмотрения дела известить лиц, участвующих в деле.
Определение обжалованию не подлежит.
Судья Мухин Е.О.
Производство № 2а-2577/2023
УИД 28RS0004-01-2023-001873-82
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении дела к разбирательству в судебном заседании
2 марта 2023 года город Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Мухин Е.О., рассмотрев административное исковое заявление НЮ к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области ФСИН России Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области о взыскании денежных средств,
установил:
Материалы настоящего административного дела приняты к производству суда.
В соответствии со ст. 132-135 КАС РФ по делу проведена подготовка к судебному разбирательству, в связи с чем, судья полагает необходимым назначить разбирательство дела в судебном заседании.
Руководствуясь ст. 139, 198-199 КАС РФ, судья,
определил:
Назначить административное дело по административному исковому заявлению НЮ к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области ФСИН России Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области о взыскании денежных средств, к судебному разбирательству в заседании Благовещенского городского суда на 22 марта 2023 года 14 часов 00 минут в помещении суда по адресу: г. Благовещенск, ул. Краснофлотская, д. 137, каб. 410.
О времени и месте рассмотрения дела известить лиц, участвующих в деле.
Определение обжалованию не подлежит.
Судья Мухин Е.О.
Производство № 2а-2577/2023
УИД 28RS0004-01-2023-001873-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2023 г. г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Мухина Е.О.,
при секретаре Былиновой А.Е.,
с участием представителя административного ответчика – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области – АА, представителя административных ответчиков – Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области – ВА, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению НЮ к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области, Федеральной службе исполнения наказаний о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
НЮ 27 февраля 2023 г. обратился в Благовещенский городской суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что он (НЮ) в период с 26 ноября 2018 г. по 3 апреля 2019 г., с 22 августа 2020 г. по 12 ноября 2020 г., с 26 февраля 2021 г. по 19 июня 2021 г находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области. Полагает, что во время нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, были нарушены его права и законные интересы. Указал, что были нарушены требования ФЗ от 16 декабря 2016 года № 295, а именно: НЮ не была представлена возможность помывки в душе не реже 2-х раз в неделю. При этом администрация учреждения, проводя помывку один раз в семь дней, ссылалась на положения п. 45 Приказ Минюста России от 14.10.2005 N 189 (ред. от 02.09.2021) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2005 N 7139). Однако администрацией учреждения не было учтено, что НЮ прибыл в учреждение на основании ст. 77 УИК РФ в статусе осужденного. Нарушение предоставленного права на помывку не реже 2-х раз в неделю вызвали у НЮ чувства обреченности, раздражения, подавленности и ущемленности. За все периоды нахождения в СИЗО НЮ не были предоставлены 52 дополнительные помывки. На основании изложенного административный истец просит взыскать с административного ответчика компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в сумме 50000 рублей.
В судебном заседании представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области возражал против удовлетворения административного иска, привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Представитель Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области возражал против удовлетворения требований административного искового заявления, считал, что срок на подачу иска НЮ пропущен, сумма компенсации завышена и не обоснована.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в свою отсутствие. При таких обстоятельствах, суд определил в порядке статьи 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело при данной явке.
В своих письменных возражениях представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области выразил несогласие с требованиями административного иска, указав, что административным истцом не представлено каких-либо доказательств ненадлежащего содержания его под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области. НЮ содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области в периоды с 26.11.2018 по 03.04.2019, с 22.08.2020 по 12.11.2020, а также с 26.02.2021 по 19.06.2021 на основании ст. 77.7 УИК РФ с целью проведения следственных действий по уголовным делам. Также, в период содержания под стражей в следственном изоляторе, так же НЮ не обращался к должностным лицам учреждения с жалобами и заявлениями на ненадлежащие условия отбывания наказания. В вышестоящие органы, органы прокуратуры истцом такие жалобы также не направлялись. Кроме того, полагает, что истцом пропущен срок исковой давности.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Обращение в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном ст. 227.1 КАС РФ возможно в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).
Пропущенный по указанной в части 6 приведенной статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным кодексом (часть 7).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Исходя из пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47, проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Из содержания административного иска следует, что обращение НЮ в суд обусловлено нарушением условий содержания его в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области в периоды с 26 ноября 2018 г. по 3 апреля 2019 г., с 22 августа 2020 г. по 12 ноября 2020 г., с 26 февраля 2021 г. по 19 июня 2021 г. Стороной административного ответчика заявлено о пропуске срока на обращение в суд. Между тем административное исковое заявление датировано 14.02.2023 года. Также 26.07.2022 года НЮ обратился в Благовещенский городской суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании незаконным бездействия администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, выразившегося в непредоставлении НЮ в период содержания под стражей с 26 февраля 2021 г. по 19 июня 2021 г. еженедельной дополнительной помывки в душе.
С учетом указанных обстоятельств, нахождения НЮ в местах лишения свободы, отсутствия надлежащей юридической помощи, суд считает возможным восстановить срок на обращение НЮ в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, гарантируются осужденным при исполнении наказаний уголовно - исполнительным законодательством (ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым за нарушение условий содержания в исправительном учреждении предусмотрено право на компенсацию.
Так, согласно ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1 ст. 12.1 Кодекса).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2 ст. 12.1 Кодекса).
В соответствии с п. п. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1314 (далее - Положение), одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно пп. 6 п. 3 Положения, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
На основании ст. 13 Закона Российской Федерации N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. В силу положений ст. 9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что приговором Зейского районного суда Амурской области от 13.03.2018 года НЮ, *** года рождения, осужден по ч. 1 ст. 162, ч. 1 ст. 112, ч. 1 ст. 166, ч. 1 ст. 318, п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 7 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Приговор вступил в законную силу 29.05.2018 года.
Исходя из имеющихся в материалах дела справок о движении по колониям, НЮ прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области 26.11.2018 года. Убыл в г. Абакан Республики Хакасия 04.03.2019 года, прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области 20.08.2020 года. Также убыл г. Абакан Республики Хакасия 12.11.2020 года, прибыл 26.02.2021 года. Убыл в г. Абакан Республики Хакасия 20.06.2021 года.
Данные справки, а также справка о движении по камерам, содержащая сведения о перемещениях НЮ в период с 26.12.2016 года по 05.05.2021 года, подтверждают нахождение и содержание Сердюкова Н.Ю. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области в указанные в административном исковом заявлении периоды.
Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе при содержании в следственных изоляторах, а также требования к этим помещениям регламентированы Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ и конкретизированы в действовавших на момент нахождения НЮ в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 N 189 (прекратили действие16.07.2022) (далее Правила N 189), а также в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 (прекратили действие 16.07.2022) (далее Правила № 295).
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также исполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания органов внутренних дел.
Статьей 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ предусмотрено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
На основании ст. 23 указанного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В соответствии с п. 21 Правил № 295, не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
При этом представителями административных ответчиков не отрицается факт обеспечения помывки НЮ в течение периодов: с 26 ноября 2018 г. по 3 апреля 2019 г., с 22 августа 2020 г. по 12 ноября 2020 г., с 26 февраля 2021 г. по 19 июня 2021 г. – один раз в неделю, со ссылкой на 45 пункт Правил № 189.
Вместе с тем, апелляционным определением Амурского областного суда от 31.08.2023 года по делу № 33 АПа-358/2023 было удовлетворено административное исковое заявление НЮ к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании бездействия администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области незаконным, бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, выразившееся в необеспечении осужденного НЮ помывкой в душе второй раз за семь дней в период с 26 февраля 2021 года по 19 июня 2021 года, было признано незаконным. Как было установлено судом, 26.02.2021 года НЮ прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области на основании постановления мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 9 от 18.01.2021 года в соответствии со статьей 77.1 УИК РФ в качестве обвиняемого в совершении преступления. Предусмотренного ч. 1 ст. 118 УК РФ. Мера пресечения в виде содержания под стражей по данному уголовному делу не избиралась. 20 июня 2021 года НЮ этапирован для дальнейшего отбывания меры уголовного наказания в ФКУ ИК-33 УФСИН России по Республике Хакасия.
В соответствии с ч. 1 ст. 74 УИК РФ, следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ, в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Из приведенных положений следует, что ч. 1 ст. 74 УИК РФ, действуя во взаимосвязи со ст. 77.1 УИК РФ, не предполагает для осужденных к лишению свободы, оставленных в следственном изоляторе либо переведенных в следственный изолятор для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве, ухудшение условий отбывания наказания по сравнению с условиями, установленными в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством в исправительной колонии соответствующего вида.
Таким образом, доводы административного истца относительно непредоставления ему помывок в душе второй раз в семь дней в периоды: с 26 ноября 2018 г. по 3 апреля 2019 г., с 22 августа 2020 г. по 12 ноября 2020 г., с 26 февраля 2021 г. по 19 июня 2021 г, подтверждаются материалами настоящего дела. Административными ответчиками данное обстоятельство не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, учитывая период нахождения НЮ в следственном изоляторе с нарушением установленных норм распорядка дня, гарантирующего предоставление помывки не менее двух раз в семь дней, а также то, что факт содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изолятора в условиях, не соответствующих установленным нормам, безусловно влечет нарушение их прав, гарантированных законом, и вызывает у них определенные страдания, суд полагает заявленные истцом требования о компенсации за нарушение условий содержания под стражей подлежащими удовлетворению частично, в размере 7 000 (семи тысяч) рублей.
В остальной части административные исковые требования НЮ удовлетворению не подлежат, поскольку суд приходит к выводу, что заявленная административным истцом сумма компенсации в размере пятидесяти тысяч рублей явно несоразмерна как длительности и частоте, так и характеру допущенных в отношении НЮ нарушений условий отбывания наказания в виде лишения свободы.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний. В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 данного Положения ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В рассматриваемом случае, с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, компенсация на ненадлежащие условия содержания под стражей подлежащая взысканию в пользу НЮ в размере 7 000 рублей подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление НЮ к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области, Федеральной службе исполнения наказаний о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворить в части.
Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России – за счет средств федерального бюджета в пользу НЮ компенсацию за нарушения условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, выразившиеся в необеспечении НЮ помывок в душе второй раз в семь дней в периоды: с 26 ноября 2018 г. по 3 апреля 2019 г., с 22 августа 2020 г. по 12 ноября 2020 г., с 26 февраля 2021 г. по 19 июня 2021 г. – в размере 7000 (семь тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления НЮ к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области, Федеральной службе исполнения наказаний отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.О. Мухин
Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2023 г.
Производство № 2а-2577/2023
УИД 28RS0004-01-2023-001873-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2023 г. г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Мухина Е.О.,
при секретаре Былиновой А.Е.,
с участием представителя административного ответчика – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области – АА, представителя административных ответчиков – Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области – ВА, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению НЮ к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области, Федеральной службе исполнения наказаний о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
НЮ 27 февраля 2023 г. обратился в Благовещенский городской суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что он (НЮ) в период с 26 ноября 2018 г. по 3 апреля 2019 г., с 22 августа 2020 г. по 12 ноября 2020 г., с 26 февраля 2021 г. по 19 июня 2021 г находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области. Полагает, что во время нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, были нарушены его права и законные интересы. Указал, что были нарушены требования ФЗ от 16 декабря 2016 года № 295, а именно: НЮ не была представлена возможность помывки в душе не реже 2-х раз в неделю. При этом администрация учреждения, проводя помывку один раз в семь дней, ссылалась на положения п. 45 Приказ Минюста России от 14.10.2005 N 189 (ред. от 02.09.2021) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2005 N 7139). Однако администрацией учреждения не было учтено, что НЮ прибыл в учреждение на основании ст. 77 УИК РФ в статусе осужденного. Нарушение предоставленного права на помывку не реже 2-х раз в неделю вызвали у НЮ чувства обреченности, раздражения, подавленности и ущемленности. За все периоды нахождения в СИЗО НЮ не были предоставлены 52 дополнительные помывки. На основании изложенного административный истец просит взыскать с административного ответчика компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в сумме 50000 рублей.
В судебном заседании представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области возражал против удовлетворения административного иска, привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Представитель Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области возражал против удовлетворения требований административного искового заявления, считал, что срок на подачу иска НЮ пропущен, сумма компенсации завышена и не обоснована.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в свою отсутствие. При таких обстоятельствах, суд определил в порядке статьи 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело при данной явке.
В своих письменных возражениях представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области выразил несогласие с требованиями административного иска, указав, что административным истцом не представлено каких-либо доказательств ненадлежащего содержания его под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области. НЮ содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области в периоды с 26.11.2018 по 03.04.2019, с 22.08.2020 по 12.11.2020, а также с 26.02.2021 по 19.06.2021 на основании ст. 77.7 УИК РФ с целью проведения следственных действий по уголовным делам. Также, в период содержания под стражей в следственном изоляторе, так же НЮ не обращался к должностным лицам учреждения с жалобами и заявлениями на ненадлежащие условия отбывания наказания. В вышестоящие органы, органы прокуратуры истцом такие жалобы также не направлялись. Кроме того, полагает, что истцом пропущен срок исковой давности.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Обращение в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном ст. 227.1 КАС РФ возможно в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).
Пропущенный по указанной в части 6 приведенной статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным кодексом (часть 7).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Исходя из пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47, проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Из содержания административного иска следует, что обращение НЮ в суд обусловлено нарушением условий содержания его в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области в периоды с 26 ноября 2018 г. по 3 апреля 2019 г., с 22 августа 2020 г. по 12 ноября 2020 г., с 26 февраля 2021 г. по 19 июня 2021 г. Стороной административного ответчика заявлено о пропуске срока на обращение в суд. Между тем административное исковое заявление датировано 14.02.2023 года. Также 26.07.2022 года НЮ обратился в Благовещенский городской суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании незаконным бездействия администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, выразившегося в непредоставлении НЮ в период содержания под стражей с 26 февраля 2021 г. по 19 июня 2021 г. еженедельной дополнительной помывки в душе.
С учетом указанных обстоятельств, нахождения НЮ в местах лишения свободы, отсутствия надлежащей юридической помощи, суд считает возможным восстановить срок на обращение НЮ в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, гарантируются осужденным при исполнении наказаний уголовно - исполнительным законодательством (ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым за нарушение условий содержания в исправительном учреждении предусмотрено право на компенсацию.
Так, согласно ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1 ст. 12.1 Кодекса).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2 ст. 12.1 Кодекса).
В соответствии с п. п. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1314 (далее - Положение), одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно пп. 6 п. 3 Положения, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
На основании ст. 13 Закона Российской Федерации N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. В силу положений ст. 9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что приговором Зейского районного суда Амурской области от 13.03.2018 года НЮ, *** года рождения, осужден по ч. 1 ст. 162, ч. 1 ст. 112, ч. 1 ст. 166, ч. 1 ст. 318, п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 7 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Приговор вступил в законную силу 29.05.2018 года.
Исходя из имеющихся в материалах дела справок о движении по колониям, НЮ прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области 26.11.2018 года. Убыл в г. Абакан Республики Хакасия 04.03.2019 года, прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области 20.08.2020 года. Также убыл г. Абакан Республики Хакасия 12.11.2020 года, прибыл 26.02.2021 года. Убыл в г. Абакан Республики Хакасия 20.06.2021 года.
Данные справки, а также справка о движении по камерам, содержащая сведения о перемещениях НЮ в период с 26.12.2016 года по 05.05.2021 года, подтверждают нахождение и содержание Сердюкова Н.Ю. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области в указанные в административном исковом заявлении периоды.
Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе при содержании в следственных изоляторах, а также требования к этим помещениям регламентированы Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ и конкретизированы в действовавших на момент нахождения НЮ в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 N 189 (прекратили действие16.07.2022) (далее Правила N 189), а также в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 (прекратили действие 16.07.2022) (далее Правила № 295).
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также исполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания органов внутренних дел.
Статьей 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ предусмотрено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
На основании ст. 23 указанного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В соответствии с п. 21 Правил № 295, не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
При этом представителями административных ответчиков не отрицается факт обеспечения помывки НЮ в течение периодов: с 26 ноября 2018 г. по 3 апреля 2019 г., с 22 августа 2020 г. по 12 ноября 2020 г., с 26 февраля 2021 г. по 19 июня 2021 г. – один раз в неделю, со ссылкой на 45 пункт Правил № 189.
Вместе с тем, апелляционным определением Амурского областного суда от 31.08.2023 года по делу № 33 АПа-358/2023 было удовлетворено административное исковое заявление НЮ к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании бездействия администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области незаконным, бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, выразившееся в необеспечении осужденного НЮ помывкой в душе второй раз за семь дней в период с 26 февраля 2021 года по 19 июня 2021 года, было признано незаконным. Как было установлено судом, 26.02.2021 года НЮ прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области на основании постановления мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 9 от 18.01.2021 года в соответствии со статьей 77.1 УИК РФ в качестве обвиняемого в совершении преступления. Предусмотренного ч. 1 ст. 118 УК РФ. Мера пресечения в виде содержания под стражей по данному уголовному делу не избиралась. 20 июня 2021 года НЮ этапирован для дальнейшего отбывания меры уголовного наказания в ФКУ ИК-33 УФСИН России по Республике Хакасия.
В соответствии с ч. 1 ст. 74 УИК РФ, следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ, в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Из приведенных положений следует, что ч. 1 ст. 74 УИК РФ, действуя во взаимосвязи со ст. 77.1 УИК РФ, не предполагает для осужденных к лишению свободы, оставленных в следственном изоляторе либо переведенных в следственный изолятор для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве, ухудшение условий отбывания наказания по сравнению с условиями, установленными в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством в исправительной колонии соответствующего вида.
Таким образом, доводы административного истца относительно непредоставления ему помывок в душе второй раз в семь дней в периоды: с 26 ноября 2018 г. по 3 апреля 2019 г., с 22 августа 2020 г. по 12 ноября 2020 г., с 26 февраля 2021 г. по 19 июня 2021 г, подтверждаются материалами настоящего дела. Административными ответчиками данное обстоятельство не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, учитывая период нахождения НЮ в следственном изоляторе с нарушением установленных норм распорядка дня, гарантирующего предоставление помывки не менее двух раз в семь дней, а также то, что факт содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изолятора в условиях, не соответствующих установленным нормам, безусловно влечет нарушение их прав, гарантированных законом, и вызывает у них определенные страдания, суд полагает заявленные истцом требования о компенсации за нарушение условий содержания под стражей подлежащими удовлетворению частично, в размере 7 000 (семи тысяч) рублей.
В остальной части административные исковые требования НЮ удовлетворению не подлежат, поскольку суд приходит к выводу, что заявленная административным истцом сумма компенсации в размере пятидесяти тысяч рублей явно несоразмерна как длительности и частоте, так и характеру допущенных в отношении НЮ нарушений условий отбывания наказания в виде лишения свободы.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний. В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 данного Положения ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В рассматриваемом случае, с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, компенсация на ненадлежащие условия содержания под стражей подлежащая взысканию в пользу НЮ в размере 7 000 рублей подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление НЮ к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области, Федеральной службе исполнения наказаний о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворить в части.
Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России – за счет средств федерального бюджета в пользу НЮ компенсацию за нарушения условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, выразившиеся в необеспечении НЮ помывок в душе второй раз в семь дней в периоды: с 26 ноября 2018 г. по 3 апреля 2019 г., с 22 августа 2020 г. по 12 ноября 2020 г., с 26 февраля 2021 г. по 19 июня 2021 г. – в размере 7000 (семь тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления НЮ к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области, Федеральной службе исполнения наказаний отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.О. Мухин
Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2023 г.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Часы работы приёмной суда |
понедельник - пятница: с 8.00 до 16.00 перерыв: с 12.00 до 13.00 тел. (4162) 51-83-04 |
Приемная председателя суда |
тел./факс (4162) 59-39-95 (гр. и адм.) тел./факс (4162) 52-65-54 (уг.) |
Отдел обеспечения судопроизводства |
по гражданским делам тел. (4162) 51-83-13 по административным делам тел. (4162) 52-78-52 по уголовным делам тел. (4162) 52-50-92 |
Пресс-центр |
.