Arms
 
развернуть
 
675000, г. Благовещенск, ул. Краснофлотская, д. 137 (адм. и гр.)
ул. Пионерская, д. 35 (уг.)
Тел.: (4162) 51-83-15, 59-39-95 (адм. и гр.) (т/ф)
52-65-54, 52-04-26 (уг.)
blag-gs.amr@sudrf.ru
схема проезда
показать на карте
675000, г. Благовещенск, ул. Краснофлотская, д. 137 (адм. и гр.); ул. Пионерская, д. 35 (уг.)Тел.: (4162) 51-83-15, 59-39-95 (адм. и гр.) (т/ф); 52-65-54, 52-04-26 (уг.)blag-gs.amr@sudrf.ru
 
 
Часы работы
приёмной суда
понедельник - пятница:
с 8.00 до 16.00
перерыв:
с 12.00 до 13.00

тел. (4162) 51-83-04

Приемная
председателя суда
тел./факс (4162) 59-39-95 (гр. и адм.)
тел./факс (4162) 52-65-54 (уг.)
Отдел обеспечения
судопроизводства
по гражданским делам
тел. (4162) 51-83-13
по административным делам
тел. (4162) 52-78-52
по уголовным делам
тел. (4162) 52-50-92
 
Пресс-центр
ИА Амур.инфо: Один день из жизни амурского судьи
 


все материалы рубрики

.

СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Список дел и материалов, назначенных к слушанию на

Поиск информации по делам и материалам

Вернуться к списку дел и материалов


Гражданские дела - первая инстанция

ДЕЛО № 2-1579/2023 ~ М-9661/2022
  • Дело
  • Движение дела
  • Стороны
  • Судебные акты
Уникальный идентификатор дела28RS0004-01-2022-013466-13
Дата поступления22.12.2022
Категория делаСпоры, связанные с жилищными отношениями →
О предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным
Сущность заявленного требованияо возложении обязанности по предоставлению жилого помещения в рамках адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов", утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 29.02.2019 №152, на праве собственности благоустроенное жилое помещения в границах муниципального образования г. Благовещенска, отвечающего санитарным и техническим требованиям
СудьяКастрюков Д.В.
Дата рассмотрения18.04.2023
Номер здания, название обособленного подразделенияБлаговещенский городской суд (адм. и гр.)
Признак рассмотрения делаРассмотрено единолично судьей
Результат рассмотренияИск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Наименование событияДатаВремя слушанияМесто проведенияРезультат событияОснование для выбранного результата событияПримечаниеДата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде22.12.202216:2822.12.2022
Передача материалов судье23.12.202212:1623.12.2022
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению23.12.202216:18 Оставление иска (заявления, жалобы) без движения29.12.2022
Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд23.01.202315:26 Иск (заявление, жалоба) принят к производству23.01.2023
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству23.01.202315:2623.01.2023
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству21.03.202315:2823.01.2023
Судебное заседание22.03.202314:00307 Рассмотрение дела начато с началаПривлечение соответчика или соответчиков23.01.2023
Судебное заседание18.04.202313:15307 Вынесено решение по делуИск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО22.03.2023
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме04.05.202319:2507.05.2023
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства11.05.202316:3311.05.2023

22.12.2022 16:28

  • Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде

23.12.2022 12:16

  • Передача материалов судье

23.12.2022 16:18

  • Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
  • Результат:
  • Оставление иска (заявления, жалобы) без движения

23.01.2023 15:26

  • Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
  • Результат:
  • Иск (заявление, жалоба) принят к производству

23.01.2023 15:26

  • Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству

21.03.2023 15:28

  • Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству

22.03.2023 14:00

  • Судебное заседание
  • Результат:
  • Рассмотрение дела начато с начала
  • Основание:
  • Привлечение соответчика или соответчиков

18.04.2023 13:15

  • Судебное заседание
  • Результат:
  • Вынесено решение по делу
  • Основание:
  • Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

04.05.2023 19:25

  • Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме

11.05.2023 16:33

  • Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
версия для печати
Наименование событияДатаВремя слушанияМесто проведенияРезультат событияОснование для выбранного результата событияПримечаниеДата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде22.12.202216:2822.12.2022
Передача материалов судье23.12.202212:1623.12.2022
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению23.12.202216:18 Оставление иска (заявления, жалобы) без движения29.12.2022
Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд23.01.202315:26 Иск (заявление, жалоба) принят к производству23.01.2023
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству23.01.202315:2623.01.2023
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству21.03.202315:2823.01.2023
Судебное заседание22.03.202314:00307 Рассмотрение дела начато с началаПривлечение соответчика или соответчиков23.01.2023
Судебное заседание18.04.202313:15307 Вынесено решение по делуИск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО22.03.2023
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме04.05.202319:2507.05.2023
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства11.05.202316:3311.05.2023
Вид лица, участвующего в делеФамилия / наименованиеИННКППОГРНОГРНИП
ИСТЕЦпрокурор города Благовещенска28010187801022800535856
ИСТЕЦТравкин Олег Викторович
ОТВЕТЧИКАдминистрация г. Благовещенска28010320151022800520588
ОТВЕТЧИКМКУ "Благовещенский городской архивный и жилищный центр"28011588751112801001477
ТРЕТЬЕ ЛИЦОКомитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска
ТРЕТЬЕ ЛИЦОМинистерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦОМинистерство имущественных отношений Амурской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦОМинистерство социальной защиты населения Амурской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦОМинистерство финансов Амурской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦОПравительство Амурской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦОУправление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска
Вид лица, участвующего в делеИСТЕЦ
Фамилия / наименованиепрокурор города Благовещенска
ИНН2801018780
КПП
ОГРН1022800535856
ОГРНИП
Вид лица, участвующего в делеИСТЕЦ
Фамилия / наименованиеТравкин Олег Викторович
ИНН
КПП
ОГРН
ОГРНИП
Вид лица, участвующего в делеОТВЕТЧИК
Фамилия / наименованиеАдминистрация г. Благовещенска
ИНН2801032015
КПП
ОГРН1022800520588
ОГРНИП
Вид лица, участвующего в делеОТВЕТЧИК
Фамилия / наименованиеМКУ "Благовещенский городской архивный и жилищный центр"
ИНН2801158875
КПП
ОГРН1112801001477
ОГРНИП
Вид лица, участвующего в делеТРЕТЬЕ ЛИЦО
Фамилия / наименованиеКомитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска
ИНН
КПП
ОГРН
ОГРНИП
Вид лица, участвующего в делеТРЕТЬЕ ЛИЦО
Фамилия / наименованиеМинистерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
ИНН
КПП
ОГРН
ОГРНИП
Вид лица, участвующего в делеТРЕТЬЕ ЛИЦО
Фамилия / наименованиеМинистерство имущественных отношений Амурской области
ИНН
КПП
ОГРН
ОГРНИП
Вид лица, участвующего в делеТРЕТЬЕ ЛИЦО
Фамилия / наименованиеМинистерство социальной защиты населения Амурской области
ИНН
КПП
ОГРН
ОГРНИП
Вид лица, участвующего в делеТРЕТЬЕ ЛИЦО
Фамилия / наименованиеМинистерство финансов Амурской области
ИНН
КПП
ОГРН
ОГРНИП
Вид лица, участвующего в делеТРЕТЬЕ ЛИЦО
Фамилия / наименованиеПравительство Амурской области
ИНН
КПП
ОГРН
ОГРНИП
Вид лица, участвующего в делеТРЕТЬЕ ЛИЦО
Фамилия / наименованиеУправление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска
ИНН
КПП
ОГРН
ОГРНИП
  • Решение

Производство № 2-1579/2023

УИД 28RS0004-01-2022-013466-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2023 года                        город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи     Кастрюкова Д.В.,

при секретаре             Тицкой О.А.,

с участием помощника прокурора г. Благовещенска – МА,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Благовещенска, в интересах ОВ, к администрации города Благовещенска, МКУ "БГАЖЦ" о признании права на выбор способа реализации прав собственника жилого помещения, признанного аварийным, подлежащим сносу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Благовещенска, в интересах ОВ, обратился в суд с настоящим иском к администрации города Благовещенска, МКУ "БГАЖЦ", указав следующее.

Прокуратурой г. Благовещенска по обращению ОВ проведена проверка соблюдения его жилищных прав; установлено, что многоквартирный дом *** кв. № *** в котором принадлежит истцу на праве собственности, заключением городской межведомственной комиссии от 21.09.2006 признан аварийным и подлежащим сносу; впоследствии включен в реализуемую на территории Амурской области, утв. постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152, региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов».

На муниципальном уровне разработаны и реализуются муниципальные подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Благовещенска в 2013 - 2025 годах», утв. постановлением администрации города Благовещенска от 05.04.2013 № 1727, и «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Благовещенска», утв. постановлением администрации города Благовещенска от 03.10.2014 № 4130, которыми предусмотрено софинансирование расходных обязательств из бюджета города Благовещенска сверх доведенных лимитов, предусмотренных Программой № 152.

МКД № *** включен в муниципальную программу от 05.04.2013 № 1727, дата окончания планируемого расселения - до 4 кв. 2025 г.

Квартира № *** принадлежит истцу ОВ на праве собственности на основании договора купли-продажи от 21.10.2011.

На основании изложенного, пользуясь правом, предоставленным п. 1 ст. 45 ГПК РФ, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов истцов ОВ, прокурор г. Благовещенска просит суд признать за ОВ право на выбор способа реализации прав собственника жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, в форме получения жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилого помещение, возложить на администрацию г. Благовещенска обязанность предоставить в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.02.2019 № 152, на праве собственности благоустроенного жилого помещения в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 27,3 кв.м.

Определением от 22.03.2023 к участию в деле в качестве соответчика по правилам п. 3 ст. 40 ГПК РФ привлечено МКУ «БГАЖЦ».

В суде помощник прокурора г. Благовещенска МА поддержала исковое заявление по изложенным в нем доводам и настаивала на удовлетворении требований.

В судебное заседание не явились истец, представители ответчиков и третьих лиц: Правительство Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство имущественных отношений Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Комитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска; о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Доказательств уважительности причин неявки не представили. В соответствии с положениями ст. 165.1 ГК РФ, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства по имеющимся в деле доказательствам.

Заслушав объяснения помощника прокурора, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения иска.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Таким образом, прокурор в силу закона вправе предъявить настоящие требования в интересах ОВ к администрации г. Благовещенска, МКУ «БГАЖЦ» о защите жилищных прав и возложении обязанности предоставить жилое помещение.

Рассматривая вопрос о необходимости применения по делу положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, суд приходит к следующему.

ОВ является собственником жилого помещения по адресу: *** на основании договора купли-продажи от 21.10.2011.

На основании заключения от 21.09.2006 № 274 городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда, жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом по адресу: *** (ранее – ***), признан аварийным и подлежащим сносу.

Суд полагает установленными не опровергнутые участвующими в деле лицами обстоятельства того, что собственнику квартиры № *** направлялось требование о сносе указанного многоквартирного жилого дома, которое исполнено не было.

Указанный многоквартирный дом числится в реестре аварийного жилищного фонда и включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утв. постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152.

На муниципальном уровне разработаны и реализуются муниципальные подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Благовещенска в 2013 - 2025 годах», утв. постановлением администрации города Благовещенска от 05.04.2013 № 1727, и «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Благовещенска», утв. постановлением администрации города Благовещенска от 03.10.2014 № 4130, которыми предусмотрено софинансирование расходных обязательств из бюджета города Благовещенска сверх доведенных лимитов, предусмотренных Программой № 152.

МКД № *** включен в муниципальную программу от 05.04.2013 № 1727, дата окончания планируемого расселения - до 31.08.2025 г. (согласно постановлению администрации г. Благовещенска от 03.11.2020 № 3828 в редакции постановления администрации г. Благовещенска от 03.03.2022 № 1020).

При разрешении настоящего спора в судебном заседании стороной истца был представлен ответ администрации г. Благовещенска от 07.09.2022 № Т-1986 о возможности реализации прав истца как собственника жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, на основании ст. 32 ч. 8.2 ЖК РФ, только в форме выкупа у него для муниципальных нужд спорного жилого помещения с выплатой выкупной стоимости (возмещения) изымаемого имущества.

С этими доводами стороны ответчика согласиться нельзя.

Как указано выше, переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г. Благовещенска осуществляется на основании указанной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152, а также муниципальной подпрограммой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Благовещенска в 2013 - 2025 годах», утв. постановлением администрации города Благовещенска от 05.04.2013 № 1727.

Программой № 152 предусмотрено финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года в установленном порядке в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, со сроком реализации программных мероприятий до 2025 года.

Также жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, реализуются с учетом порядка, предусмотренного ст. 32 ЖК РФ.

Кроме того, применению к правоотношениям по переселению граждан из аварийного жилищного фонда подлежит Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основу предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

В п. 3 ст. 2 приведенного выше Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилого фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции орган, вынесший такое решение, может потребовать от собственников помещений в этом доме снести или реконструировать дом. Если в установленный срок собственники не выполнят предъявленное требование, земельный участок, на котором расположен дом, и, соответственно, каждое помещение в этом доме подлежат изъятию для муниципальных нужд (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).

В вышеуказанных случаях собственнику направляется уведомление о принятом решении, а также проект соглашения об изъятии недвижимости, который определяет размер возмещения за изымаемое помещение, сроки и другие условия изъятия. Если собственник откажется от заключения соглашения об изъятии недвижимости, возможно принудительное изъятие жилого помещения по решению суда, но только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 4, 6, 7, 9 ст. 32 ЖК РФ; п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14).

По соглашению с собственником жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения ему могут предоставить другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. При этом собственникам помещений в аварийном многоквартирном доме предоставляется право выбора между получением возмещения за изымаемое у них жилое помещение или предоставлением им по соглашению другого жилого помещения (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ; п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).

Исключение составляют граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования), которые имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются (ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ).

Данная норма ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ вступила в силу 28.12.2019.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ФЗ № 473-ФЗ) не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

Между тем, с учетом момента (21.10.2011) приобретения истцом спорного жилого помещения в собственность, суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям положения ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применению не подлежат, поскольку закон обратной силы не имеет; в действующем в период приобретения истцом жилого помещения законодательстве отсутствовали положения, предписывающие при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение учитывать дату его приобретения (до либо после признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), в связи с чем, право на получение истцом возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Суд учитывает, что именно упомянутый выше ФЗ № 473-ФЗ в части правил переселения граждан из аварийного жилищного фонда дополнил ст. 32 ЖК РФ приведенной в ответе администрации города частью 8.2.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной им в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе, предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.

При этом частью 3 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 ноября 2009 г. № 1368-О-О, положения части 3 статьи 6 ЖК РФ не могут рассматриваться как не совместимые с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающие защиту конституционных прав на жилище.

В статье 3 Федерального закона № 473-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Данные изменения опубликованы 28 декабря 2019 г. и вступили в законную силу.

В связи с чем, позиция стороны ответчика о необходимости применения нормы права (ч. 8.2. ст. 32 ЖК РФ) к спорным правоотношениям, возникшим до вступления вышеуказанных изменений в законную силу, основаны на неверном толковании норм материального права.

Действующее в период приобретения истцом жилого помещения законодательство не содержало запрета на приобретение в собственность жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности доводов стороны истца о допустимости реализации прав ОВ, как собственника жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, на предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, т.е. по правилам ч. 7 и 8 ст. 32 ЖК РФ, без ограничений, установленных частью 8.2 указанной статьи.

Исковое заявление в соответствующей части подлежит удовлетворению.

Между тем, этот вывод суда не является основанием для внеочередного предоставления жилья, т.к. применению подлежит порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории г. Благовещенска, установленный упомянутыми выше региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утв. постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152, а также муниципальной подпрограммой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Благовещенска в 2013 - 2025 годах», утв. постановлением администрации города Благовещенска от 05.04.2013 № 1727.

Более того, буквальное содержание ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предусматривает необходимость достижения соглашения органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии имущества для муниципальных нужду, с собственниками жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Частью 1 статьи 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статья 11 ГК РФ предусматривает, что защите подлежит лишь нарушенное право. При этом способ восстановления нарушенного права должен соответствовать объему такого нарушения.

В силу положений статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; др.

Таким образом, в силу закона защите подлежит лишь существующее и реально нарушенное в настоящее время право.

Между тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ стороной истца суду не доказано нарушение прав истца, как собственника жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, выразившееся в именно несвоевременном предоставлении жилья взамен аварийного.

Доказательств того, что между сторонами заключено соглашение о предоставлении истцу другого жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену и оно нарушено ответчиками, в материалах дела не имеется.

По мнению суда, при установленных по делу обстоятельствах, а также с учетом того, что администрацией г. Благовещенска принято решение о сроках отселения граждан и дальнейшем использовании МКД № *** (постановление администрации города Благовещенска от 03.11.2020 № 3828, в редакции постановления от 03.03.2022 № 1020), нарушения прав истца в этой части не усматривается.

Эти выводы суд основывает также на положениях пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», по которому при наличии угрозы обрушения многоквартирного дома, признанного аварийным и включенного в программу граждане из такого дома выселяются в первоочередном порядке.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ со стороны истца доказательств тому, что дом, расположенный по адресу ***, представляет угрозу жизни и здоровью, граждан проживающих в нем, суду не предоставлено.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище.

Условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда в соответствии с п. 5 ст. 2 Жилищного кодекса РФ обеспечивают органы местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Обстоятельств, свидетельствующих о необходимости незамедлительного решения вопроса о переселении истца в другое жилое помещение, а также о необходимости проживать в другом жилом помещении до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен утраченного в связи с опасностью для жизни и здоровья жильцов с учетом состояния дома, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Оценивая представленные в ходе судебного разбирательства доказательства по правилам ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, исходя из обстоятельств настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что признание дома аварийным и подлежащим сносу не является достаточным основанием для предоставления вне очереди собственникам жилых помещений в таком доме, пригодном для проживания, иного жилого помещения в собственность.

Суд учитывает, что реализация прав собственников квартир в МКД, чьи жилые помещения признаны аварийными и подлежащими сносу, на предоставление иного жилья, взамен аварийного, осуществляется по правилам ст. 32 ЖК РФ.

В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В развитие названных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 32 (часть 10) указывает на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Также обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в региональную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет, в т.ч. право на предоставление другого жилого помещения (ст. 32 ЖК РФ).

Из материалов дела не следует, что истец в установленном законом порядке признан малоимущим, принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях; его объективная нуждаемость в жилом помещении и неспособность обеспечить себя другим жильем не подтверждены, что препятствует принятию решения и о внеочередном обеспечении жильем в порядке ст. 57 ЖК РФ.

Так, в силу ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, а вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам из числа указанных выше, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Возможность обеспечения жильем без обращения в администрацию г. Благовещенска с заявлениями о постановке на учет, как малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилья, с учетом только лишь того, что истец полагает себя имеющим право на обеспечение жильем без постановки на учет нуждающихся и без получения статуса малоимущей семьи, исключается приведенными положениями ЖК РФ.

Обстоятельства, в связи которыми истцу должно быть предоставлено жилое помещение именно вне очереди, не подтверждены по делу, поэтому оснований для придания настоящему решению суда смысла, в силу которого возлагаются обязанности предоставить истцу на праве собственности благоустроенное жилое помещение в границах городского округа г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, вне очереди – не имеется.

Однако, учитывая характер заявленных исковых требований, направленных на защиту права истца на выбор способа реализации ее прав собственника аварийного жилого помещения, суд полагает необходимым удовлетворить их, при этом, только в части к ответчику МКУ «БГАЖЦ».

Суд учитывает, в соответствии с Положением о разграничении полномочий между отраслевыми органами администрации города Благовещенска, муниципальным учреждением, осуществляющими деятельность в сфере управления муниципальным жилищным фондом, утв. Постановлением Администрации города Благовещенска от 09.02.2022 № 549 муниципальное казенное учреждение "Благовещенский городской архивный и жилищный центр " Выполняет в пределах своей компетенции организацию учета и распределения жилых помещений муниципального имущества, заключает от имени муниципального образования города Благовещенска соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в отношении жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома (п.п. 4.1. и 4.14. Положения).

Поэтому обязанность по предоставлению истцу в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утв. постановлением Правительства Амурской области от 29.02.2019 № 152, на праве собственности благоустроенного жилого помещения в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 27,3 кв.м. должна быть возложена на МКУ "БГАЖЦ".

В части требований к ответчику администрации города Благовещенска истцу следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора города Благовещенска (ОГРН: 1022800535856, дата присвоения ОГРН: 31.12.2002, ИНН: 2801018780) в интересах ОВ, удовлетворить частично.

Признать за ОВ (паспорт ***) право на выбор способа реализации его прав собственника жилого помещения – ***, признанного аварийным и подлежащим сносу, в виде получения жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилого помещение, с возложением на МКУ "БГАЖЦ" (ОГРН: 1112801001477, дата присвоения ОГРН: 22.02.2011, ИНН: 2801158875) обязанности по предоставлению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утв. постановлением Правительства Амурской области от 29.02.2019 № 152, на праве собственности благоустроенного жилого помещения в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 27,3 кв.м.

В удовлетворении требований к администрации города Благовещенска (ОГРН: 1022800520588, дата присвоения ОГРН: 13.11.2002, ИНН: 2801032015), - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                      Д.В. Кастрюков

Решение в окончательной форме составлено 04.05.2023 года

1версия для печати

Производство № 2-1579/2023

УИД 28RS0004-01-2022-013466-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2023 года                        город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи     Кастрюкова Д.В.,

при секретаре             Тицкой О.А.,

с участием помощника прокурора г. Благовещенска – МА,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Благовещенска, в интересах ОВ, к администрации города Благовещенска, МКУ "БГАЖЦ" о признании права на выбор способа реализации прав собственника жилого помещения, признанного аварийным, подлежащим сносу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Благовещенска, в интересах ОВ, обратился в суд с настоящим иском к администрации города Благовещенска, МКУ "БГАЖЦ", указав следующее.

Прокуратурой г. Благовещенска по обращению ОВ проведена проверка соблюдения его жилищных прав; установлено, что многоквартирный дом *** кв. № *** в котором принадлежит истцу на праве собственности, заключением городской межведомственной комиссии от 21.09.2006 признан аварийным и подлежащим сносу; впоследствии включен в реализуемую на территории Амурской области, утв. постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152, региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов».

На муниципальном уровне разработаны и реализуются муниципальные подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Благовещенска в 2013 - 2025 годах», утв. постановлением администрации города Благовещенска от 05.04.2013 № 1727, и «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Благовещенска», утв. постановлением администрации города Благовещенска от 03.10.2014 № 4130, которыми предусмотрено софинансирование расходных обязательств из бюджета города Благовещенска сверх доведенных лимитов, предусмотренных Программой № 152.

МКД № *** включен в муниципальную программу от 05.04.2013 № 1727, дата окончания планируемого расселения - до 4 кв. 2025 г.

Квартира № *** принадлежит истцу ОВ на праве собственности на основании договора купли-продажи от 21.10.2011.

На основании изложенного, пользуясь правом, предоставленным п. 1 ст. 45 ГПК РФ, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов истцов ОВ, прокурор г. Благовещенска просит суд признать за ОВ право на выбор способа реализации прав собственника жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, в форме получения жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилого помещение, возложить на администрацию г. Благовещенска обязанность предоставить в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.02.2019 № 152, на праве собственности благоустроенного жилого помещения в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 27,3 кв.м.

Определением от 22.03.2023 к участию в деле в качестве соответчика по правилам п. 3 ст. 40 ГПК РФ привлечено МКУ «БГАЖЦ».

В суде помощник прокурора г. Благовещенска МА поддержала исковое заявление по изложенным в нем доводам и настаивала на удовлетворении требований.

В судебное заседание не явились истец, представители ответчиков и третьих лиц: Правительство Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство имущественных отношений Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Комитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска; о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Доказательств уважительности причин неявки не представили. В соответствии с положениями ст. 165.1 ГК РФ, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства по имеющимся в деле доказательствам.

Заслушав объяснения помощника прокурора, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения иска.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Таким образом, прокурор в силу закона вправе предъявить настоящие требования в интересах ОВ к администрации г. Благовещенска, МКУ «БГАЖЦ» о защите жилищных прав и возложении обязанности предоставить жилое помещение.

Рассматривая вопрос о необходимости применения по делу положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, суд приходит к следующему.

ОВ является собственником жилого помещения по адресу: *** на основании договора купли-продажи от 21.10.2011.

На основании заключения от 21.09.2006 № 274 городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда, жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом по адресу: *** (ранее – ***), признан аварийным и подлежащим сносу.

Суд полагает установленными не опровергнутые участвующими в деле лицами обстоятельства того, что собственнику квартиры № *** направлялось требование о сносе указанного многоквартирного жилого дома, которое исполнено не было.

Указанный многоквартирный дом числится в реестре аварийного жилищного фонда и включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утв. постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152.

На муниципальном уровне разработаны и реализуются муниципальные подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Благовещенска в 2013 - 2025 годах», утв. постановлением администрации города Благовещенска от 05.04.2013 № 1727, и «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Благовещенска», утв. постановлением администрации города Благовещенска от 03.10.2014 № 4130, которыми предусмотрено софинансирование расходных обязательств из бюджета города Благовещенска сверх доведенных лимитов, предусмотренных Программой № 152.

МКД № *** включен в муниципальную программу от 05.04.2013 № 1727, дата окончания планируемого расселения - до 31.08.2025 г. (согласно постановлению администрации г. Благовещенска от 03.11.2020 № 3828 в редакции постановления администрации г. Благовещенска от 03.03.2022 № 1020).

При разрешении настоящего спора в судебном заседании стороной истца был представлен ответ администрации г. Благовещенска от 07.09.2022 № Т-1986 о возможности реализации прав истца как собственника жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, на основании ст. 32 ч. 8.2 ЖК РФ, только в форме выкупа у него для муниципальных нужд спорного жилого помещения с выплатой выкупной стоимости (возмещения) изымаемого имущества.

С этими доводами стороны ответчика согласиться нельзя.

Как указано выше, переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г. Благовещенска осуществляется на основании указанной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152, а также муниципальной подпрограммой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Благовещенска в 2013 - 2025 годах», утв. постановлением администрации города Благовещенска от 05.04.2013 № 1727.

Программой № 152 предусмотрено финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года в установленном порядке в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, со сроком реализации программных мероприятий до 2025 года.

Также жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, реализуются с учетом порядка, предусмотренного ст. 32 ЖК РФ.

Кроме того, применению к правоотношениям по переселению граждан из аварийного жилищного фонда подлежит Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основу предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

В п. 3 ст. 2 приведенного выше Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилого фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции орган, вынесший такое решение, может потребовать от собственников помещений в этом доме снести или реконструировать дом. Если в установленный срок собственники не выполнят предъявленное требование, земельный участок, на котором расположен дом, и, соответственно, каждое помещение в этом доме подлежат изъятию для муниципальных нужд (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).

В вышеуказанных случаях собственнику направляется уведомление о принятом решении, а также проект соглашения об изъятии недвижимости, который определяет размер возмещения за изымаемое помещение, сроки и другие условия изъятия. Если собственник откажется от заключения соглашения об изъятии недвижимости, возможно принудительное изъятие жилого помещения по решению суда, но только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 4, 6, 7, 9 ст. 32 ЖК РФ; п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14).

По соглашению с собственником жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения ему могут предоставить другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. При этом собственникам помещений в аварийном многоквартирном доме предоставляется право выбора между получением возмещения за изымаемое у них жилое помещение или предоставлением им по соглашению другого жилого помещения (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ; п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019).

Исключение составляют граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования), которые имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются (ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ).

Данная норма ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ вступила в силу 28.12.2019.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ФЗ № 473-ФЗ) не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

Между тем, с учетом момента (21.10.2011) приобретения истцом спорного жилого помещения в собственность, суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям положения ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применению не подлежат, поскольку закон обратной силы не имеет; в действующем в период приобретения истцом жилого помещения законодательстве отсутствовали положения, предписывающие при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение учитывать дату его приобретения (до либо после признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), в связи с чем, право на получение истцом возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Суд учитывает, что именно упомянутый выше ФЗ № 473-ФЗ в части правил переселения граждан из аварийного жилищного фонда дополнил ст. 32 ЖК РФ приведенной в ответе администрации города частью 8.2.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной им в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе, предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.

При этом частью 3 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 ноября 2009 г. № 1368-О-О, положения части 3 статьи 6 ЖК РФ не могут рассматриваться как не совместимые с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающие защиту конституционных прав на жилище.

В статье 3 Федерального закона № 473-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Данные изменения опубликованы 28 декабря 2019 г. и вступили в законную силу.

В связи с чем, позиция стороны ответчика о необходимости применения нормы права (ч. 8.2. ст. 32 ЖК РФ) к спорным правоотношениям, возникшим до вступления вышеуказанных изменений в законную силу, основаны на неверном толковании норм материального права.

Действующее в период приобретения истцом жилого помещения законодательство не содержало запрета на приобретение в собственность жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности доводов стороны истца о допустимости реализации прав ОВ, как собственника жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, на предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, т.е. по правилам ч. 7 и 8 ст. 32 ЖК РФ, без ограничений, установленных частью 8.2 указанной статьи.

Исковое заявление в соответствующей части подлежит удовлетворению.

Между тем, этот вывод суда не является основанием для внеочередного предоставления жилья, т.к. применению подлежит порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории г. Благовещенска, установленный упомянутыми выше региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утв. постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152, а также муниципальной подпрограммой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Благовещенска в 2013 - 2025 годах», утв. постановлением администрации города Благовещенска от 05.04.2013 № 1727.

Более того, буквальное содержание ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предусматривает необходимость достижения соглашения органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии имущества для муниципальных нужду, с собственниками жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Частью 1 статьи 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Статья 11 ГК РФ предусматривает, что защите подлежит лишь нарушенное право. При этом способ восстановления нарушенного права должен соответствовать объему такого нарушения.

В силу положений статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; др.

Таким образом, в силу закона защите подлежит лишь существующее и реально нарушенное в настоящее время право.

Между тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ стороной истца суду не доказано нарушение прав истца, как собственника жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, выразившееся в именно несвоевременном предоставлении жилья взамен аварийного.

Доказательств того, что между сторонами заключено соглашение о предоставлении истцу другого жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену и оно нарушено ответчиками, в материалах дела не имеется.

По мнению суда, при установленных по делу обстоятельствах, а также с учетом того, что администрацией г. Благовещенска принято решение о сроках отселения граждан и дальнейшем использовании МКД № *** (постановление администрации города Благовещенска от 03.11.2020 № 3828, в редакции постановления от 03.03.2022 № 1020), нарушения прав истца в этой части не усматривается.

Эти выводы суд основывает также на положениях пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», по которому при наличии угрозы обрушения многоквартирного дома, признанного аварийным и включенного в программу граждане из такого дома выселяются в первоочередном порядке.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ со стороны истца доказательств тому, что дом, расположенный по адресу ***, представляет угрозу жизни и здоровью, граждан проживающих в нем, суду не предоставлено.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище.

Условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда в соответствии с п. 5 ст. 2 Жилищного кодекса РФ обеспечивают органы местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Обстоятельств, свидетельствующих о необходимости незамедлительного решения вопроса о переселении истца в другое жилое помещение, а также о необходимости проживать в другом жилом помещении до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен утраченного в связи с опасностью для жизни и здоровья жильцов с учетом состояния дома, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Оценивая представленные в ходе судебного разбирательства доказательства по правилам ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, исходя из обстоятельств настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что признание дома аварийным и подлежащим сносу не является достаточным основанием для предоставления вне очереди собственникам жилых помещений в таком доме, пригодном для проживания, иного жилого помещения в собственность.

Суд учитывает, что реализация прав собственников квартир в МКД, чьи жилые помещения признаны аварийными и подлежащими сносу, на предоставление иного жилья, взамен аварийного, осуществляется по правилам ст. 32 ЖК РФ.

В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В развитие названных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 32 (часть 10) указывает на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Также обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в региональную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет, в т.ч. право на предоставление другого жилого помещения (ст. 32 ЖК РФ).

Из материалов дела не следует, что истец в установленном законом порядке признан малоимущим, принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях; его объективная нуждаемость в жилом помещении и неспособность обеспечить себя другим жильем не подтверждены, что препятствует принятию решения и о внеочередном обеспечении жильем в порядке ст. 57 ЖК РФ.

Так, в силу ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, а вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам из числа указанных выше, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Возможность обеспечения жильем без обращения в администрацию г. Благовещенска с заявлениями о постановке на учет, как малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилья, с учетом только лишь того, что истец полагает себя имеющим право на обеспечение жильем без постановки на учет нуждающихся и без получения статуса малоимущей семьи, исключается приведенными положениями ЖК РФ.

Обстоятельства, в связи которыми истцу должно быть предоставлено жилое помещение именно вне очереди, не подтверждены по делу, поэтому оснований для придания настоящему решению суда смысла, в силу которого возлагаются обязанности предоставить истцу на праве собственности благоустроенное жилое помещение в границах городского округа г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, вне очереди – не имеется.

Однако, учитывая характер заявленных исковых требований, направленных на защиту права истца на выбор способа реализации ее прав собственника аварийного жилого помещения, суд полагает необходимым удовлетворить их, при этом, только в части к ответчику МКУ «БГАЖЦ».

Суд учитывает, в соответствии с Положением о разграничении полномочий между отраслевыми органами администрации города Благовещенска, муниципальным учреждением, осуществляющими деятельность в сфере управления муниципальным жилищным фондом, утв. Постановлением Администрации города Благовещенска от 09.02.2022 № 549 муниципальное казенное учреждение "Благовещенский городской архивный и жилищный центр " Выполняет в пределах своей компетенции организацию учета и распределения жилых помещений муниципального имущества, заключает от имени муниципального образования города Благовещенска соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в отношении жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома (п.п. 4.1. и 4.14. Положения).

Поэтому обязанность по предоставлению истцу в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утв. постановлением Правительства Амурской области от 29.02.2019 № 152, на праве собственности благоустроенного жилого помещения в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 27,3 кв.м. должна быть возложена на МКУ "БГАЖЦ".

В части требований к ответчику администрации города Благовещенска истцу следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора города Благовещенска (ОГРН: 1022800535856, дата присвоения ОГРН: 31.12.2002, ИНН: 2801018780) в интересах ОВ, удовлетворить частично.

Признать за ОВ (паспорт ***) право на выбор способа реализации его прав собственника жилого помещения – ***, признанного аварийным и подлежащим сносу, в виде получения жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилого помещение, с возложением на МКУ "БГАЖЦ" (ОГРН: 1112801001477, дата присвоения ОГРН: 22.02.2011, ИНН: 2801158875) обязанности по предоставлению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утв. постановлением Правительства Амурской области от 29.02.2019 № 152, на праве собственности благоустроенного жилого помещения в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 27,3 кв.м.

В удовлетворении требований к администрации города Благовещенска (ОГРН: 1022800520588, дата присвоения ОГРН: 13.11.2002, ИНН: 2801032015), - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                      Д.В. Кастрюков

Решение в окончательной форме составлено 04.05.2023 года

опубликовано 22.12.2022 17:03, изменено 11.05.2023 15:11
 
 
Часы работы
приёмной суда
понедельник - пятница:
с 8.00 до 16.00
перерыв:
с 12.00 до 13.00

тел. (4162) 51-83-04

Приемная
председателя суда
тел./факс (4162) 59-39-95 (гр. и адм.)
тел./факс (4162) 52-65-54 (уг.)
Отдел обеспечения
судопроизводства
по гражданским делам
тел. (4162) 51-83-13
по административным делам
тел. (4162) 52-78-52
по уголовным делам
тел. (4162) 52-50-92
 
Пресс-центр

.