Часы работы приёмной суда |
понедельник - пятница: с 8.00 до 16.00 перерыв: с 12.00 до 13.00 тел. (4162) 51-83-15 |
Приемная председателя суда |
тел./факс (4162) 59-39-95 (гр. и адм.) тел./факс (4162) 52-65-54 (уг.) |
Отдел обеспечения судопроизводства |
по гражданским делам тел. (4162) 51-83-13 по административным делам тел. (4162) 52-78-52 по уголовным делам тел. (4162) 52-50-92 |
Уникальный идентификатор дела | 28RS0004-01-2023-001159-90 |
Дата поступления | 08.02.2023 |
Категория дела | Об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (глава 21 КАС РФ) → Об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований → Оспаривание нормативных правовых актов главы муниципального образования, местной администрации |
Сущность заявленного требования | Об оспаривании отдельных положений нормативно-правового акта |
Судья | Стеблина М.В. |
Дата рассмотрения | 28.03.2023 |
Номер здания, название обособленного подразделения | Благовещенский городской суд (адм. и гр.) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Наименование события | Дата | Время слушания | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() |
Регистрация административного искового заявления | 08.02.2023 | 17:43 | 09.02.2023 | ||||
Передача материалов судье | 09.02.2023 | 12:42 | 09.02.2023 | ||||
Решение вопроса о принятии к производству | 10.02.2023 | 15:18 | Административное исковое заявление принято к производству | 13.02.2023 | |||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 10.02.2023 | 15:18 | 13.02.2023 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 22.02.2023 | 15:18 | 13.02.2023 | ||||
Судебное заседание | 27.02.2023 | 14:30 | 410 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 13.02.2023 | |
Судебное заседание | 06.03.2023 | 14:00 | 410 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 28.02.2023 | |
Судебное заседание | 22.03.2023 | 10:00 | 410 | Отложено | удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств | 06.03.2023 | |
Судебное заседание | 28.03.2023 | 10:00 | 410 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 22.03.2023 | |
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 31.03.2023 | 10:55 | 03.04.2023 | ||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 04.04.2023 | 10:17 | 04.04.2023 | ||||
Дело оформлено | 18.10.2024 | 11:11 | 18.10.2024 | ||||
Дело передано в архив | 18.10.2024 | 11:12 | 18.10.2024 |
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Мокряк Людмила Анатольевна | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация г. Благовещенска | 2801032015 | 1022800520588 | ||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ООО "Компания Блок" | ||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Утеулин Самат Абышевич | ||||
ПРОКУРОР | прокурор города Благовещенска |
Вид лица, участвующего в деле | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ |
Фамилия / наименование | Мокряк Людмила Анатольевна |
ИНН | |
КПП | |
ОГРН | |
ОГРНИП |
Вид лица, участвующего в деле | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК |
Фамилия / наименование | Администрация г. Благовещенска |
ИНН | 2801032015 |
КПП | |
ОГРН | 1022800520588 |
ОГРНИП |
Вид лица, участвующего в деле | ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО |
Фамилия / наименование | ООО "Компания Блок" |
ИНН | |
КПП | |
ОГРН | |
ОГРНИП |
Вид лица, участвующего в деле | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ |
Фамилия / наименование | Утеулин Самат Абышевич |
ИНН | |
КПП | |
ОГРН | |
ОГРНИП |
Вид лица, участвующего в деле | ПРОКУРОР |
Фамилия / наименование | прокурор города Благовещенска |
ИНН | |
КПП | |
ОГРН | |
ОГРНИП |
Производство № 2а-2068/2023
УИД 28RS0004-01-2023-001159-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«28» марта 2023 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Морозкиной М.В.,
при секретаре Голик Л.В.,
с участием административного истца ЛА, представителя ООО «Компания «БЛОК» НА, представителя прокуратуры города Благовещенска ЕЕ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ЛА к администрации города Благовещенска об оспаривании постановления администрации города Благовещенска № 149 от 14 января 2022 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска» в части распространения санитарно-защитной зоны на запрашиваемый земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ЛА обратилась в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что является собственником жилого дома с кадастровым номером ***, расположенного по адресу ***. Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ***.
16 января 2023 года административный истец обратилась в администрацию города Благовещенска с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
23 января 2023 года администрацией города Благовещенска было принято решение № 110/16 о возвращении заявления без рассмотрения ввиду отсутствия в заявлении указания на основание предоставления в аренду земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Также указано на невозможность предоставления земельного участка, поскольку он расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий, в которой размещение жилой застройки не допускается.
Постановлением администрации города Благовещенска № 149 от 14 января 2022 года на карте градостроительного зонирования отражены границы зоны с особыми условиями использования территории: нормативной санитарно-защитной зоны, охватывающей земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцу жилой дом.
ЛА считает указанное постановление в данной части незаконным, противоречащим актам, имеющим большую юридическую силу, так как санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы в месте расположения земельного участка в установленном порядке не утверждались. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не предоставляет права органу местного самоуправления отобразить и определить размеры санитарно-защитной зоны и санитарных разрывов в Генеральном плане самостоятельно, исходя только из нормативных значений. Установление санитарно-защитной зоны, определение ее размеров и отображение в документах, регламентирующих градостроительную деятельность, осуществляется исключительно на основании решения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя.
Следовательно, отображение в Правилах землепользования и застройки нормативной санитарно-защитной зоны и санитарных разрывов, в части распространения этой зоны на земельный участок с кадастровым номером ***, при отсутствии решения Управления Роспотребнадзора по Амурской области об установлении размеров санитарно-защитной зоны и проекта обоснования, а так же расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов, противоречит актам большей юридической силы, а именно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74.
На основании изложенного, просит суд признать недействующим постановление администрации города Благовещенска от 14 января 2022 № 149 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска» в части распространения санитарно-защитной зоны от предприятий, сооружений и иных объектов (реестровый номер 28:01-6.12) на запрашиваемую (согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории) часть земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного в 110 квартале города Благовещенска Амурской области.
В судебном заседании административный истец ЛА настаивала на удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО «Компания «БЛОК» НА поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве. Отметила, что санитарно-защитная зона, о которой идет речь, была установлена постановлением Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 4 от 14 апреля 2010 года по обращению ООО «Компания «БЛОК», которое занимается выпуском железобетонных конструкций, изделий для домостроения, гражданского и промышленного строительства. Размер санитарно-защитной зоны с южной и восточной сторон составляет 35 метров от границы территории промышленной площадки; с северной и западной сторон – 300 метров. Необходимость установления санитарно-защитной зоны такого размера подтверждена проектом санитарно-защитной зоны. Компанией систематически проводятся лабораторные исследования за качеством атмосферного воздуха на границе жилой застройки и санитарно-защитной зоны, оснований для изменения ее размера или отмены не возникло, в связи с чем санитарно-защитная зона, установленная постановлением Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 4, является действующей в настоящее время.
Представитель администрации города Благовещенска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В письменных возражениях представитель администрации города Благовещенска с заявленными требованиями не согласилась. Указала, что установление санитарно-защитной зоны на территории, примыкающей к объекту промышленного назначения, является обязательным в силу императивных норм Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Санитарно-защитная зона отображена в ПЗЗ на основании СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СП 42.13330.2011, Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утверждённых Минрегиона РФ от 26 мая 2011 года № 244. Испрашиваемый земельный участок находится в границах санитарно-защитной зоны, установленной постановлением Главного санитарного врача Амурской области от 14 апреля 2010 года № 4. Таким образом, отображение нормативных размеров санитарно-защитных зон в ПЗЗ не противоречит действующему законодательству, в связи с чем просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.
Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ЛА является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ***.
16 января 2023 года ЛА обратилась в администрацию города Благовещенска с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
В своем решении от 23 января 2023 года № 110/16 администрация города Благовещенска указала, что запрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю, поскольку согласно карте зон с особыми условиями использования территорий, входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утв. постановлением администрации города Благовещенска от 14 января 2022 года № 149, участок расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов, установленной решением главного государственного санитарного врача (реестровый номер 28:01-6.12).
Следуя необходимости проверки заинтересованности ЛА в предъявлении настоящего административного искового заявления, суд исходит из того, что оспариваемое положение нормативного правового акта (наличие согласно карте зон с особыми условиями использования территории в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска санитарно-защитной зоны и санитарных разрывов) было применено администрацией города Благовещенска при рассмотрении ее заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** в аренду. Следовательно, указанный нормативный правовой акт в названной части непосредственно затрагивает права ЛА
Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующих обстоятельств.
Исходя из пункта 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения. Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Статьей 32 Закона Амурской области от 5 декабря 2006 года № 259-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности в Амурской области» (принят Амурским областным Советом народных депутатов 16 ноября 2006 года) предусмотрено, что Правила землепользования и застройки утверждаются местной администрацией в порядке, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления – администрацией города Благовещенска, с соблюдением установленной процедуры, в установленной форме, надлежащим образом опубликован в официальном печатном издании. О нарушении порядка принятия и опубликования указанного нормативного правового акта административный истец не заявлял, иные участвующие в деле лица доводов об этом также не приводили.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному Кодексу.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1, пункта 1 части 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует и действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.
Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 были утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к указанным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В соответствии с пунктом 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее также - Правил).
С момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 СанПиН действуют в части, не противоречащей Правилам.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
Изложенные правовые нормы свидетельствуют о том, что установление санитарно-защитной зоны, определение ее размеров и отображение в документах, регламентирующих градостроительную деятельность, осуществляется исключительно на основании решений Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (для промышленных объектов и производств III, IV и V класса опасности) и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
При этом установление размеров санитарно-защитной зоны для промышленных объектов и производств во всех случаях проводится при наличии соответствующего проекта обоснования, с учетом результатов натурных исследований и измерений.
Согласно разделу 4 Санитарной классификации (Таблица 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) промышленный объект по производству бетона, бетонных изделий, железобетонных изделий, конструкций относится к III классу опасности.
В соответствии с главой 7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для промышленных объектов и производства третьего класса опасности составляет 300 метров.
Судом установлено, что в 2007 году Амурской областной научной общественной организацией «Амур-Природа» для ООО «Компания Блок» был разработан проект санитарно-защитной зоны. Из данного проекта следует, что нормативный размер санитарно-защитной зоны для промышленного объекта по производству бетона, бетонных изделий, железобетонных изделий, конструкций устанавливается в размере 300 метров. Проведены лабораторные и инструментальные исследования атмосферного воздуха и шума в зоне влияния предприятия на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды, в результате которых установлено, что на границе нормируемой санитарно-защитной зоны размером 300 м приземистые концентрации с учетом фоновых не превышают допустимых значений.
Указанный проект прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» (санитарно-эпидемиологическое заключение от 3 октября 2007 года), получил экспертное заключение Управления Роспотребнадзора по Амурской области от 12 апреля 2010 года.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Амурской области от 14 апреля 2010 года № 4 для предприятия ООО «Компания «БЛОК», расположенного по адресу ***, установлена санитарно-защитная зона переменного размера: с южной и восточной сторон – 35 метров от границы территории промышленной площадки; с северной и западной сторон – 300 метров от границы территории промышленной площадки.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что санитарно-защитная зона, в которую попадает запрашиваемый истцом земельный участок, установлена в полном соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222, в частности: принята уполномоченным органом - Главным государственным санитарным врачом по Амурской области, размер санитарно-защитной зоны соответствует классу опасности предприятия и необходимость ее установления обоснована проектом санитарно-защитной зоны.
Указанное постановление принято на основании предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух, выполненной аккредитованной организацией, оценки риска здоровью населения.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 4 от 14 апреля 2010 года никем не оспорено, недействительным не признано, а потому санитарно-защитная зона подлежит отобранию на документах градостроительного планирования, к которым относятся Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска.
Следовательно, отображение на карте градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденных постановлением администрации города Благовещенска № 149 от 14 января 2022 года, санитарно-защитной зоны и санитарных разрывов, утвержденных в установленном порядке, полностью соответствует актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что действующее законодательство предусматривает возможность пересмотра границ санитарно-защитной зоны, в том числе уменьшения ее размера в случае уменьшения уровня негативного воздействия, подтвержденного измерениями (пункт 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Как пояснил представитель ООО «Компания «БЛОК» НА, компанией систематически проводятся лабораторные наблюдения за качеством атмосферного воздуха на границе жилой застройки и санитарно-защитной зоны и на данный момент оснований для уменьшения санитарно-защитной зоны не усматривается.
В силу пункта 2 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования ЛА удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ЛА к администрации города Благовещенска об оспаривании постановления администрации города Благовещенска № 149 от 14 января 2022 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска» в части распространения санитарно-защитной зоны на запрашиваемый земельный участок, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Морозкина
Решение в окончательной форме изготовлено 31 марта 2023 года
Производство № 2а-2068/2023
УИД 28RS0004-01-2023-001159-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«28» марта 2023 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Морозкиной М.В.,
при секретаре Голик Л.В.,
с участием административного истца ЛА, представителя ООО «Компания «БЛОК» НА, представителя прокуратуры города Благовещенска ЕЕ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ЛА к администрации города Благовещенска об оспаривании постановления администрации города Благовещенска № 149 от 14 января 2022 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска» в части распространения санитарно-защитной зоны на запрашиваемый земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ЛА обратилась в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что является собственником жилого дома с кадастровым номером ***, расположенного по адресу ***. Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ***.
16 января 2023 года административный истец обратилась в администрацию города Благовещенска с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
23 января 2023 года администрацией города Благовещенска было принято решение № 110/16 о возвращении заявления без рассмотрения ввиду отсутствия в заявлении указания на основание предоставления в аренду земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Также указано на невозможность предоставления земельного участка, поскольку он расположен в границах зоны с особыми условиями использования территорий, в которой размещение жилой застройки не допускается.
Постановлением администрации города Благовещенска № 149 от 14 января 2022 года на карте градостроительного зонирования отражены границы зоны с особыми условиями использования территории: нормативной санитарно-защитной зоны, охватывающей земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцу жилой дом.
ЛА считает указанное постановление в данной части незаконным, противоречащим актам, имеющим большую юридическую силу, так как санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы в месте расположения земельного участка в установленном порядке не утверждались. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не предоставляет права органу местного самоуправления отобразить и определить размеры санитарно-защитной зоны и санитарных разрывов в Генеральном плане самостоятельно, исходя только из нормативных значений. Установление санитарно-защитной зоны, определение ее размеров и отображение в документах, регламентирующих градостроительную деятельность, осуществляется исключительно на основании решения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя.
Следовательно, отображение в Правилах землепользования и застройки нормативной санитарно-защитной зоны и санитарных разрывов, в части распространения этой зоны на земельный участок с кадастровым номером ***, при отсутствии решения Управления Роспотребнадзора по Амурской области об установлении размеров санитарно-защитной зоны и проекта обоснования, а так же расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов, противоречит актам большей юридической силы, а именно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74.
На основании изложенного, просит суд признать недействующим постановление администрации города Благовещенска от 14 января 2022 № 149 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска» в части распространения санитарно-защитной зоны от предприятий, сооружений и иных объектов (реестровый номер 28:01-6.12) на запрашиваемую (согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории) часть земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного в 110 квартале города Благовещенска Амурской области.
В судебном заседании административный истец ЛА настаивала на удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО «Компания «БЛОК» НА поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве. Отметила, что санитарно-защитная зона, о которой идет речь, была установлена постановлением Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 4 от 14 апреля 2010 года по обращению ООО «Компания «БЛОК», которое занимается выпуском железобетонных конструкций, изделий для домостроения, гражданского и промышленного строительства. Размер санитарно-защитной зоны с южной и восточной сторон составляет 35 метров от границы территории промышленной площадки; с северной и западной сторон – 300 метров. Необходимость установления санитарно-защитной зоны такого размера подтверждена проектом санитарно-защитной зоны. Компанией систематически проводятся лабораторные исследования за качеством атмосферного воздуха на границе жилой застройки и санитарно-защитной зоны, оснований для изменения ее размера или отмены не возникло, в связи с чем санитарно-защитная зона, установленная постановлением Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 4, является действующей в настоящее время.
Представитель администрации города Благовещенска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В письменных возражениях представитель администрации города Благовещенска с заявленными требованиями не согласилась. Указала, что установление санитарно-защитной зоны на территории, примыкающей к объекту промышленного назначения, является обязательным в силу императивных норм Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Санитарно-защитная зона отображена в ПЗЗ на основании СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СП 42.13330.2011, Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утверждённых Минрегиона РФ от 26 мая 2011 года № 244. Испрашиваемый земельный участок находится в границах санитарно-защитной зоны, установленной постановлением Главного санитарного врача Амурской области от 14 апреля 2010 года № 4. Таким образом, отображение нормативных размеров санитарно-защитных зон в ПЗЗ не противоречит действующему законодательству, в связи с чем просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.
Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ЛА является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ***.
16 января 2023 года ЛА обратилась в администрацию города Благовещенска с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
В своем решении от 23 января 2023 года № 110/16 администрация города Благовещенска указала, что запрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю, поскольку согласно карте зон с особыми условиями использования территорий, входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утв. постановлением администрации города Благовещенска от 14 января 2022 года № 149, участок расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов, установленной решением главного государственного санитарного врача (реестровый номер 28:01-6.12).
Следуя необходимости проверки заинтересованности ЛА в предъявлении настоящего административного искового заявления, суд исходит из того, что оспариваемое положение нормативного правового акта (наличие согласно карте зон с особыми условиями использования территории в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска санитарно-защитной зоны и санитарных разрывов) было применено администрацией города Благовещенска при рассмотрении ее заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** в аренду. Следовательно, указанный нормативный правовой акт в названной части непосредственно затрагивает права ЛА
Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующих обстоятельств.
Исходя из пункта 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения. Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Статьей 32 Закона Амурской области от 5 декабря 2006 года № 259-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности в Амурской области» (принят Амурским областным Советом народных депутатов 16 ноября 2006 года) предусмотрено, что Правила землепользования и застройки утверждаются местной администрацией в порядке, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления – администрацией города Благовещенска, с соблюдением установленной процедуры, в установленной форме, надлежащим образом опубликован в официальном печатном издании. О нарушении порядка принятия и опубликования указанного нормативного правового акта административный истец не заявлял, иные участвующие в деле лица доводов об этом также не приводили.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному Кодексу.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1, пункта 1 части 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует и действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.
Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 были утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к указанным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В соответствии с пунктом 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее также - Правил).
С момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 СанПиН действуют в части, не противоречащей Правилам.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
Изложенные правовые нормы свидетельствуют о том, что установление санитарно-защитной зоны, определение ее размеров и отображение в документах, регламентирующих градостроительную деятельность, осуществляется исключительно на основании решений Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (для промышленных объектов и производств III, IV и V класса опасности) и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
При этом установление размеров санитарно-защитной зоны для промышленных объектов и производств во всех случаях проводится при наличии соответствующего проекта обоснования, с учетом результатов натурных исследований и измерений.
Согласно разделу 4 Санитарной классификации (Таблица 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) промышленный объект по производству бетона, бетонных изделий, железобетонных изделий, конструкций относится к III классу опасности.
В соответствии с главой 7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для промышленных объектов и производства третьего класса опасности составляет 300 метров.
Судом установлено, что в 2007 году Амурской областной научной общественной организацией «Амур-Природа» для ООО «Компания Блок» был разработан проект санитарно-защитной зоны. Из данного проекта следует, что нормативный размер санитарно-защитной зоны для промышленного объекта по производству бетона, бетонных изделий, железобетонных изделий, конструкций устанавливается в размере 300 метров. Проведены лабораторные и инструментальные исследования атмосферного воздуха и шума в зоне влияния предприятия на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды, в результате которых установлено, что на границе нормируемой санитарно-защитной зоны размером 300 м приземистые концентрации с учетом фоновых не превышают допустимых значений.
Указанный проект прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» (санитарно-эпидемиологическое заключение от 3 октября 2007 года), получил экспертное заключение Управления Роспотребнадзора по Амурской области от 12 апреля 2010 года.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Амурской области от 14 апреля 2010 года № 4 для предприятия ООО «Компания «БЛОК», расположенного по адресу ***, установлена санитарно-защитная зона переменного размера: с южной и восточной сторон – 35 метров от границы территории промышленной площадки; с северной и западной сторон – 300 метров от границы территории промышленной площадки.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что санитарно-защитная зона, в которую попадает запрашиваемый истцом земельный участок, установлена в полном соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222, в частности: принята уполномоченным органом - Главным государственным санитарным врачом по Амурской области, размер санитарно-защитной зоны соответствует классу опасности предприятия и необходимость ее установления обоснована проектом санитарно-защитной зоны.
Указанное постановление принято на основании предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух, выполненной аккредитованной организацией, оценки риска здоровью населения.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 4 от 14 апреля 2010 года никем не оспорено, недействительным не признано, а потому санитарно-защитная зона подлежит отобранию на документах градостроительного планирования, к которым относятся Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска.
Следовательно, отображение на карте градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденных постановлением администрации города Благовещенска № 149 от 14 января 2022 года, санитарно-защитной зоны и санитарных разрывов, утвержденных в установленном порядке, полностью соответствует актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что действующее законодательство предусматривает возможность пересмотра границ санитарно-защитной зоны, в том числе уменьшения ее размера в случае уменьшения уровня негативного воздействия, подтвержденного измерениями (пункт 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Как пояснил представитель ООО «Компания «БЛОК» НА, компанией систематически проводятся лабораторные наблюдения за качеством атмосферного воздуха на границе жилой застройки и санитарно-защитной зоны и на данный момент оснований для уменьшения санитарно-защитной зоны не усматривается.
В силу пункта 2 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования ЛА удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ЛА к администрации города Благовещенска об оспаривании постановления администрации города Благовещенска № 149 от 14 января 2022 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска» в части распространения санитарно-защитной зоны на запрашиваемый земельный участок, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Морозкина
Решение в окончательной форме изготовлено 31 марта 2023 года
Уникальный идентификатор дела | 28RS0004-01-2023-001159-90 |
Дата поступления | 08.02.2023 |
Категория дела | Об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (глава 21 КАС РФ) → Об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований → Оспаривание нормативных правовых актов главы муниципального образования, местной администрации |
Сущность заявленного требования | Об оспаривании отдельных положений нормативно-правового акта |
Судья | Стеблина М.В. |
Дата рассмотрения | 28.03.2023 |
Номер здания, название обособленного подразделения | Благовещенский городской суд (адм. и гр.) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Наименование события | Дата | Время слушания | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() |
Регистрация административного искового заявления | 08.02.2023 | 17:43 | 09.02.2023 | ||||
Передача материалов судье | 09.02.2023 | 12:42 | 09.02.2023 | ||||
Решение вопроса о принятии к производству | 10.02.2023 | 15:18 | Административное исковое заявление принято к производству | 13.02.2023 | |||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 10.02.2023 | 15:18 | 13.02.2023 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 22.02.2023 | 15:18 | 13.02.2023 | ||||
Судебное заседание | 27.02.2023 | 14:30 | 410 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 13.02.2023 | |
Судебное заседание | 06.03.2023 | 14:00 | 410 | Отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 28.02.2023 | |
Судебное заседание | 22.03.2023 | 10:00 | 410 | Отложено | удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств | 06.03.2023 | |
Судебное заседание | 28.03.2023 | 10:00 | 410 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 22.03.2023 | |
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 31.03.2023 | 10:55 | 03.04.2023 | ||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 04.04.2023 | 10:17 | 04.04.2023 | ||||
Дело оформлено | 18.10.2024 | 11:11 | 18.10.2024 | ||||
Дело передано в архив | 18.10.2024 | 11:12 | 18.10.2024 |
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Мокряк Людмила Анатольевна | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация г. Благовещенска | 2801032015 | 1022800520588 | ||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ООО "Компания Блок" | ||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Утеулин Самат Абышевич | ||||
ПРОКУРОР | прокурор города Благовещенска |
Часы работы приёмной суда |
понедельник - пятница: с 8.00 до 16.00 перерыв: с 12.00 до 13.00 тел. (4162) 51-83-15 |
Приемная председателя суда |
тел./факс (4162) 59-39-95 (гр. и адм.) тел./факс (4162) 52-65-54 (уг.) |
Отдел обеспечения судопроизводства |
по гражданским делам тел. (4162) 51-83-13 по административным делам тел. (4162) 52-78-52 по уголовным делам тел. (4162) 52-50-92 |