![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Часы работы приёмной суда |
понедельник - пятница: с 8.00 до 16.00 перерыв: с 12.00 до 13.00 тел. (4162) 51-83-04 |
Приемная председателя суда |
тел./факс (4162) 59-39-95 (гр. и адм.) тел./факс (4162) 52-65-54 (уг.) |
Отдел обеспечения судопроизводства |
по гражданским делам тел. (4162) 51-83-13 по административным делам тел. (4162) 52-78-52 по уголовным делам тел. (4162) 52-50-92 |
Пресс-центр |
.
Уникальный идентификатор дела | 28RS0004-01-2023-001739-96 |
Дата поступления | 27.02.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Сущность заявленного требования | о признании отказа незаконным |
Судья | Коршунова Т.А. |
Дата рассмотрения | 22.03.2023 |
Номер здания, название обособленного подразделения | Благовещенский городской суд (адм. и гр.) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Наименование события | Дата | Время слушания | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() |
Регистрация административного искового заявления | 27.02.2023 | 15:25 | 27.02.2023 | ||||
Передача материалов судье | 28.02.2023 | 13:54 | 28.02.2023 | ||||
Решение вопроса о принятии к производству | 02.03.2023 | 10:22 | Административное исковое заявление принято к производству | 02.03.2023 | |||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 02.03.2023 | 10:22 | 02.03.2023 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 21.03.2023 | 10:30 | 02.03.2023 | ||||
Судебное заседание | 22.03.2023 | 10:30 | 406 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 02.03.2023 | |
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 05.04.2023 | 12:10 | 10.04.2023 | ||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 11.04.2023 | 16:35 | 12.04.2023 |
Наименование события | Дата | Время слушания | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() |
Регистрация административного искового заявления | 27.02.2023 | 15:25 | 27.02.2023 | ||||
Передача материалов судье | 28.02.2023 | 13:54 | 28.02.2023 | ||||
Решение вопроса о принятии к производству | 02.03.2023 | 10:22 | Административное исковое заявление принято к производству | 02.03.2023 | |||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 02.03.2023 | 10:22 | 02.03.2023 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 21.03.2023 | 10:30 | 02.03.2023 | ||||
Судебное заседание | 22.03.2023 | 10:30 | 406 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 02.03.2023 | |
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 05.04.2023 | 12:10 | 10.04.2023 | ||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 11.04.2023 | 16:35 | 12.04.2023 |
ЖАЛОБА № 1* | |
---=== ПОСТУПЛЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |
Дата поступления | 05.05.2023 |
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба |
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК |
---=== ДВИЖЕНИЕ В СУДЕ I ИНСТАНЦИИ ===--- | |
Дата решения по поступившей жалобе | 11.05.2023 |
Решение по поступившей жалобе | Жалоба (предст.) ПРИНЯТА К РАССМОТРЕНИЮ |
Срок для устранения недостатков | |
---=== РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |
Срок для представления возражений | 23.05.2023 |
Вышестоящий суд | Амурский областной суд |
Дата направления дела в вышест. суд | 24.05.2023 |
Назначено в вышестоящий суд на дату | |
Назначено в вышестоящий суд на время | |
Дата рассмотрения жалобы | |
Результат обжалования | |
Дата возврата в нижестоящий суд |
Дата поступления | 05.05.2023 |
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба |
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК |
Дата решения по поступившей жалобе | 11.05.2023 |
Решение по поступившей жалобе | Жалоба (предст.) ПРИНЯТА К РАССМОТРЕНИЮ |
Срок для устранения недостатков | |
Срок для представления возражений | 23.05.2023 |
Вышестоящий суд | Амурский областной суд |
Дата направления дела в вышест. суд | 24.05.2023 |
Назначено в вышестоящий суд на дату | |
Назначено в вышестоящий суд на время | |
Дата рассмотрения жалобы | |
Результат обжалования | |
Дата возврата в нижестоящий суд |
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП |
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Петербургский Александр Семенович | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация г. Благовещенска | 2801032015 | 1022800520588 | ||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Ранцев Роман Александрович |
Вид лица, участвующего в деле | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ |
Фамилия / наименование | Петербургский Александр Семенович |
ИНН | |
КПП | |
ОГРН | |
ОГРНИП |
Вид лица, участвующего в деле | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК |
Фамилия / наименование | Администрация г. Благовещенска |
ИНН | 2801032015 |
КПП | |
ОГРН | 1022800520588 |
ОГРНИП |
Вид лица, участвующего в деле | ПРЕДСТАВИТЕЛЬ |
Фамилия / наименование | Ранцев Роман Александрович |
ИНН | |
КПП | |
ОГРН | |
ОГРНИП |
Производство № 2а-2421/2023
УИД 28RS0004-01-2023-001739-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2023 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
при секретаре Матвеевой Н.И.,
с участием представителя администрации г. Благовещенска АА,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АС к администрации г. Благовещенска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в ответе от 27.12.2022г. № 3286/16, возложении обязанности,
установил:
АС обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что он подал в администрацию г. Благовещенска заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного в квартале 409, для гаража. Решением от 27.12.2022г. № 3286/16 в предоставлении участка было отказано по причине его нахождения в границах «красных линий». Полагает, что решение является незаконным, поскольку земельный участок был отведен для строительства гаражей, они были построены до установления красных линий. Земельный участок не когда не использовался для общего пользования. Кроме этого, необходимо учитывать принцип земельного законодательства - единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. На земельном участке находится гараж, принадлежащий на праве собственности административному истцу. Генеральный план г. Благовещенска и проект красных линий утверждены после формирования земельного участка и определение его вида разрешенного использования.
На основании вышеизложенного просит суд признать незаконным отказ администрации г. Благовещенска Амурской области, выраженный в ответе от 27.12.2022г. № 3286/16, в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного в квартале 409 г. Благовещенск, возложить обязанность на администрацию г. Благовещенска повторно рассмотреть заявление АС от 26.12.2022г. № 9018з в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу
Представитель администрации просила суд отказать в удовлетворении административных исковых требований, указала, что решение (ответ) администрации является законным, истец обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для размещения гаража, данный участок находится в квартале 409 (ранее был номер 408), в границах красных линий согласно Генеральному плану г. Благовещенска. Улично-дорожная сеть входит в зону транспортной инфраструктуры.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, суд определил, в порядке ст. 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В письменном отзыве истец просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указал, что в деле нет сведений о том, что администрацией принималось решение о резервировании земельного участка и об изъятии объекта недвижимости, расположенного на нем, для муниципальных нужд. Отсутствует утвержденная документация по планировке территории, на которой расположен спорный участок, оспариваемым решением нарушаются его права.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной в действие с 01 сентября 2021 года, предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1).
Согласно п. 20 ст. 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", наряду со случаями, предусмотренными настоящей статьей и другими федеральными законами, гражданин вправе приобрести в порядке, предусмотренном ст. 39.20 ЗК РФ, бесплатно в собственность земельный участок (за исключением случаев, если такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность в соответствии с ЗК РФ), который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен гараж, являющийся объектом капитального строительства, находящийся в собственности данного гражданина и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
До 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:
1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;
2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.
В свою очередь, к числу оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов статья 39.16 ЗК РФ относит случаи, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ).
Как следует из материалов настоящего административного дела, АС на праве собственности принадлежит здание (гараж) с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, квартал 409. Указанный гараж расположен на земельном участке с кадастровым номером ***.
Административный истец 26.12.2022г. в соответствии со ст. 3.7 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением (вх. номер 9018з) о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером ***, используемого для размещения гаража.
Решением администрации г. Благовещенска, изложенном в письме от 27.12.2022г. № 3286/16, в удовлетворении заявления АС было отказано со ссылкой на пункты 6, 19 статьи 39.16 ЗК РФ, поскольку указанный в заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении; предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером ***, расположен в границах «красных линий» - линий, обозначающих границы территорий общего пользования и подлежащих установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (п. 11 ст. 1 ГрК РФ).
Полагая, что указанный отказ администрации г. Благовещенска является незаконным, АС обратился с настоящими требованиями в Благовещенский городской суд.
Рассматривая доводы административного истца, суд исходит из следующего.
Как следует из выкопировки из карты границ функциональных зон согласно Генеральному плану г. Благовещенска, утв. решением Благовещенской городской Думы от 26.01.2023г. № 52/06, а также выкопировки из карты градостроительного зонирования согласно Правилам землепользования и застройки г. Благовещенска, утв. постановлением администрации г. Благовещенска от 14.01.2022 г. № 149 (далее Правила) земельный участок с кадастровым номером *** относятся к зоне объектов гаражного назначения (Тр-4), а также в границах «красных линий» - линий, обозначающих границы территорий общего пользования и подлежащих установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Между тем, в соответствии с ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность (далее также - ГрК РФ) по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (п. 4 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ). К документации по планировке территории п.п. 1 и 2 ч. 4 ст. 41 ГрК РФ относят проект планировки территории и проект межевания территории. Иных видов документации по планировке территории действующее градостроительное законодательство не предусматривает.
В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ под красными линиями понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В силу п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Исходя из содержания приведенного понятия территорий общего пользования и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (ч. 1 ст. 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (п. 2 ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения по состоянию на 2006 год регламентировался, в том числе, Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. № 150 (далее -Инструкция по разработке градостроительной документации), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. № 18-30 «РДС 30-201-98». Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которые подлежали применению в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ, действовавшему с 30 декабря 2004 г.
Как следует из системного толкования приведенных положений Градостроительного кодекса РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (п. 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, п. 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из содержания ст.ст. 41, 42, 43 ГрК РФ не следует, что постановление мэра города Благовещенска от 11 августа 2006 г. № 2646 «Об утверждении проекта красных линий города Благовещенска» является документом по планировке территории.
Кроме того, из содержания ст. 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могут обозначаться на документах генерального плана городского округа.
Генеральный план городского округа отнесен к документам территориального планирования муниципальных образований (п. 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ), реализация которых осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (п. 1 ч. 1 ст. 26 ГрК РФ).
Из системного анализа указанных выше правовых норм следует вывод о том, что отображение на картах генерального плана городского округа местоположения объектов местного значения (в том числе автомобильных дорог местного значения и иных объектов улично-дорожной сети) носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Детальные границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая включает в себя отображение на соответствующих картах красных линий.
Такое толкование учитывает и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 года N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Кроме того, по общему правилу, к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям. Отнесение земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на такие объекты недвижимости.
Данный вывод согласуется с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 56.3, пункта 2 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), согласно которым изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, изъятие для таких нужд объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.
Пунктами 2 и 3 статьи 70.1 ЗК РФ предусмотрено, что резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, при этом по общему правилу земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года.
Таким образом, отнесение испрашиваемого земельного участка на котором расположен гараж, принадлежащий на праве собственности истцу, к территории общего пользования свидетельствует о необходимости решения вопроса о резервировании земельного участка и об изъятии такого объекта недвижимости для муниципальных нужд. Между тем такого решения органом местного самоуправления не принималось.
Проекты планировки и проекты межевания для территории, в пределах которой расположен спорный земельный участок, не утверждены, квартал 409 г. Благовещенска, документацией по планировке территории не обеспечен. Отнесение земельного участка к территории общего пользования не может подтверждаться картами градостроительного зонирования, входящими в состав Правил землепользования и застройки.
Таким образом, доводы администрации города Благовещенска о том, что рассматриваемая территория земельного участка расположена в границах «красных линий» являются необоснованными и не могут служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
При таких обстоятельствах, заявленные АС к администрации города Благовещенска требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление АС к администрации г. Благовещенска удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации г. Благовещенска Амурской области, выраженный в ответе от 27.12.2022г. № 3286/16, в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного в квартале 409 г. Благовещенск.
Возложить обязанность на администрацию г. Благовещенска повторно рассмотреть заявление АС от 26.12.2022г. № 9018з в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Коршунова Т.А.
Решение в окончательной форме составлено 05 апреля 2023 года
Производство № 2а-2421/2023
УИД 28RS0004-01-2023-001739-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2023 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
при секретаре Матвеевой Н.И.,
с участием представителя администрации г. Благовещенска АА,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АС к администрации г. Благовещенска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в ответе от 27.12.2022г. № 3286/16, возложении обязанности,
установил:
АС обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что он подал в администрацию г. Благовещенска заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного в квартале 409, для гаража. Решением от 27.12.2022г. № 3286/16 в предоставлении участка было отказано по причине его нахождения в границах «красных линий». Полагает, что решение является незаконным, поскольку земельный участок был отведен для строительства гаражей, они были построены до установления красных линий. Земельный участок не когда не использовался для общего пользования. Кроме этого, необходимо учитывать принцип земельного законодательства - единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. На земельном участке находится гараж, принадлежащий на праве собственности административному истцу. Генеральный план г. Благовещенска и проект красных линий утверждены после формирования земельного участка и определение его вида разрешенного использования.
На основании вышеизложенного просит суд признать незаконным отказ администрации г. Благовещенска Амурской области, выраженный в ответе от 27.12.2022г. № 3286/16, в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного в квартале 409 г. Благовещенск, возложить обязанность на администрацию г. Благовещенска повторно рассмотреть заявление АС от 26.12.2022г. № 9018з в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу
Представитель администрации просила суд отказать в удовлетворении административных исковых требований, указала, что решение (ответ) администрации является законным, истец обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для размещения гаража, данный участок находится в квартале 409 (ранее был номер 408), в границах красных линий согласно Генеральному плану г. Благовещенска. Улично-дорожная сеть входит в зону транспортной инфраструктуры.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, суд определил, в порядке ст. 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В письменном отзыве истец просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указал, что в деле нет сведений о том, что администрацией принималось решение о резервировании земельного участка и об изъятии объекта недвижимости, расположенного на нем, для муниципальных нужд. Отсутствует утвержденная документация по планировке территории, на которой расположен спорный участок, оспариваемым решением нарушаются его права.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной в действие с 01 сентября 2021 года, предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1).
Согласно п. 20 ст. 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", наряду со случаями, предусмотренными настоящей статьей и другими федеральными законами, гражданин вправе приобрести в порядке, предусмотренном ст. 39.20 ЗК РФ, бесплатно в собственность земельный участок (за исключением случаев, если такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность в соответствии с ЗК РФ), который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен гараж, являющийся объектом капитального строительства, находящийся в собственности данного гражданина и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
До 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:
1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;
2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.
В свою очередь, к числу оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов статья 39.16 ЗК РФ относит случаи, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ).
Как следует из материалов настоящего административного дела, АС на праве собственности принадлежит здание (гараж) с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, квартал 409. Указанный гараж расположен на земельном участке с кадастровым номером ***.
Административный истец 26.12.2022г. в соответствии со ст. 3.7 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением (вх. номер 9018з) о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером ***, используемого для размещения гаража.
Решением администрации г. Благовещенска, изложенном в письме от 27.12.2022г. № 3286/16, в удовлетворении заявления АС было отказано со ссылкой на пункты 6, 19 статьи 39.16 ЗК РФ, поскольку указанный в заявлении земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении; предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером ***, расположен в границах «красных линий» - линий, обозначающих границы территорий общего пользования и подлежащих установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (п. 11 ст. 1 ГрК РФ).
Полагая, что указанный отказ администрации г. Благовещенска является незаконным, АС обратился с настоящими требованиями в Благовещенский городской суд.
Рассматривая доводы административного истца, суд исходит из следующего.
Как следует из выкопировки из карты границ функциональных зон согласно Генеральному плану г. Благовещенска, утв. решением Благовещенской городской Думы от 26.01.2023г. № 52/06, а также выкопировки из карты градостроительного зонирования согласно Правилам землепользования и застройки г. Благовещенска, утв. постановлением администрации г. Благовещенска от 14.01.2022 г. № 149 (далее Правила) земельный участок с кадастровым номером *** относятся к зоне объектов гаражного назначения (Тр-4), а также в границах «красных линий» - линий, обозначающих границы территорий общего пользования и подлежащих установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Между тем, в соответствии с ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность (далее также - ГрК РФ) по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (п. 4 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ). К документации по планировке территории п.п. 1 и 2 ч. 4 ст. 41 ГрК РФ относят проект планировки территории и проект межевания территории. Иных видов документации по планировке территории действующее градостроительное законодательство не предусматривает.
В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ под красными линиями понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В силу п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Исходя из содержания приведенного понятия территорий общего пользования и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42, п. 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (ч. 1 ст. 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (п. 2 ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения по состоянию на 2006 год регламентировался, в том числе, Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. № 150 (далее -Инструкция по разработке градостроительной документации), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. № 18-30 «РДС 30-201-98». Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которые подлежали применению в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ, действовавшему с 30 декабря 2004 г.
Как следует из системного толкования приведенных положений Градостроительного кодекса РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (п. 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, п. 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из содержания ст.ст. 41, 42, 43 ГрК РФ не следует, что постановление мэра города Благовещенска от 11 августа 2006 г. № 2646 «Об утверждении проекта красных линий города Благовещенска» является документом по планировке территории.
Кроме того, из содержания ст. 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могут обозначаться на документах генерального плана городского округа.
Генеральный план городского округа отнесен к документам территориального планирования муниципальных образований (п. 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ), реализация которых осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (п. 1 ч. 1 ст. 26 ГрК РФ).
Из системного анализа указанных выше правовых норм следует вывод о том, что отображение на картах генерального плана городского округа местоположения объектов местного значения (в том числе автомобильных дорог местного значения и иных объектов улично-дорожной сети) носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Детальные границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая включает в себя отображение на соответствующих картах красных линий.
Такое толкование учитывает и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 года N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Кроме того, по общему правилу, к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям. Отнесение земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на такие объекты недвижимости.
Данный вывод согласуется с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 56.3, пункта 2 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), согласно которым изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, изъятие для таких нужд объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.
Пунктами 2 и 3 статьи 70.1 ЗК РФ предусмотрено, что резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, при этом по общему правилу земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года.
Таким образом, отнесение испрашиваемого земельного участка на котором расположен гараж, принадлежащий на праве собственности истцу, к территории общего пользования свидетельствует о необходимости решения вопроса о резервировании земельного участка и об изъятии такого объекта недвижимости для муниципальных нужд. Между тем такого решения органом местного самоуправления не принималось.
Проекты планировки и проекты межевания для территории, в пределах которой расположен спорный земельный участок, не утверждены, квартал 409 г. Благовещенска, документацией по планировке территории не обеспечен. Отнесение земельного участка к территории общего пользования не может подтверждаться картами градостроительного зонирования, входящими в состав Правил землепользования и застройки.
Таким образом, доводы администрации города Благовещенска о том, что рассматриваемая территория земельного участка расположена в границах «красных линий» являются необоснованными и не могут служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
При таких обстоятельствах, заявленные АС к администрации города Благовещенска требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление АС к администрации г. Благовещенска удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации г. Благовещенска Амурской области, выраженный в ответе от 27.12.2022г. № 3286/16, в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного в квартале 409 г. Благовещенск.
Возложить обязанность на администрацию г. Благовещенска повторно рассмотреть заявление АС от 26.12.2022г. № 9018з в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Коршунова Т.А.
Решение в окончательной форме составлено 05 апреля 2023 года
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Часы работы приёмной суда |
понедельник - пятница: с 8.00 до 16.00 перерыв: с 12.00 до 13.00 тел. (4162) 51-83-04 |
Приемная председателя суда |
тел./факс (4162) 59-39-95 (гр. и адм.) тел./факс (4162) 52-65-54 (уг.) |
Отдел обеспечения судопроизводства |
по гражданским делам тел. (4162) 51-83-13 по административным делам тел. (4162) 52-78-52 по уголовным делам тел. (4162) 52-50-92 |
Пресс-центр |
.